Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду отмечает юбилей

Одному из самых посещаемых музеев Парижа – 40 лет

Инициатива создания культурного центра в квартале Бобур полностью принадлежала тогдашнему президенту республики Жоржу Помпиду. Импульсом переключения внимания общественности к современному искусству и неформальным движениям послужили студенческие волнения, в тот момент грозившие свержением правительства. В 1969 году был объявлен международный архитектурный конкурс на проект здания, которое должно было занять место снесенных недействующих фабрик и ветхого жилья. Победу одержало радикальное архитектурное предложение молодых зодчих, итальянца Ренцо Пиано и британца Ричарда Роджерса, выбранное из присланных 680 проектов. Авторы образца стиля хай-тек, вывернутой наизнанку десятиэтажной конструкции из стекла и литой стали с вынесенной наружу инженерией и эскалатором, протянувшимся вдоль фасада, интерпретировали свое творение как «постройку для развлечения и культуры, своего рода машину, информативный инструмент».

Так, 31 января 1977 года на карте города появился один из самых посещаемых музеев Парижа. Все коммуникации маркировал определенный цвет: синий – вентиляцию, желтый – электрику, зеленым выкрасили водопровод, красным – лифты и эскалаторы. На соседней площади Игоря Стравинского через 10 лет забил фонтан, созданный швейцарцем Жаном Тэнгли с супругой, художницей Ники де Сен-Фалль, чьи вращающиеся 16 ярких скульптур (мобилей) неизменно привлекают внимание всех тех, кто приходит в музей.

Центр Помпиду сегодня насчитывает 120 тысяч единиц хранения. Его сотрудники пользуются заслуженным авторитетом во всем мире: Кристин Масель, художественный критик и главный куратор Центра, курирует основной проект 57-й Венецианской биеннале, которая пройдет с мая по октябрь, а Мари-Лор Жуссе, заведующей отделом дизайна музея, возглавит жюри ярмарки PAD Paris Art + Design, открывающейся во французской столице уже на будущей неделе.

На протяжении всех этих лет в Центре Помпиду прошло множество громких выставок, в том числе ретроспектива Марселя Дюшана, Герхарда Рихтера, Луиз Буржуа, нашумевшие проекты – «Париж – Нью-Йорк», «Париж – Берлин», «Париж – Москва». В минувшем году состоялись показы произведений Сая Твомбли, Рене Магритта, Пауля Клее, а в этом планируются ретроспективы Анри Матисса, Василия Кандинского, Фернана Леже. К сорокалетию Россия в лице Благотворительного фонда В. Потанина, частных собирателей и художников принесла в дар музею коллекцию произведений советских и российских художников 1950-2000 годов, которая вошла в постоянную экспозицию.

Также в честь круглой даты Центр Помпиду запустил годовой проект, в рамках которого предметы из его собрания отправляются в гастрольный тур по сорока городам Франции. После юбилейных торжеств Бобур, как нередко для краткости называют музей, встает на реконструкцию, запланированную на 2018-2020 годы, которая затронет фасад, а также произойдет замена знаменитой диагонали – эскалатора. Ремонтом, на который выделяется 100 млн евро, займется автор здания – архитектор Ренцо Пиано.

Читайте также