Известные художники создали свои версии сумки Lady Dior

И вновь перевели классический аксессуар французского модного Дома в измерение современного искусства

Марк Куинн, Иэн Дэвенпорт, Мэт Коллишоу, Джейсон Мартин, Мэттью Портер, Крис Мартин, Дэниел Гордон стали участниками единого арт-проекта Dior Lady Art, в рамках которого этим художникам предлагалось оформить кожаную поверхность сумки Lady Dior в своем авторском стиле и тем самым превратить аксессуар в объект искусства, хоть и вполне себе утилитарный. Впрочем, за 22 года с момента своего создания Lady Dior не впервые становится арт-объектом – в таковой она стала регулярно преображаться начиная с 2008 года, и вот как эта метаморфоза выглядит в хронологии.

Квадратная, лаконичная, консервативная, эта сумка с короткими ручками в ее классическом варианте была создана в 1995 году тогдашним креативным директором Dior Джанфранко Ферре и отдавала дань традициям Дома. Ее кожаная поверхность прошита орнаментом cannage родом из Belle Epoque, излюбленным декоративным приемом Кристиана Диора, а единственным украшением являются металлические брелоки на одной из ручек: массивные буквы D, I, O, R. Cдержанная и одновременно роскошная, сумка всегда была воплощением элегантности – недаром среди ее поклонниц числились Бернадетт Ширак и принцесса Уэльская Диана. Долгое время Lady Dior выпускалась лишь в рамках эстетических кодов, что оставил в наследство Кристиан Диор, и особо не видоизменялась, не считая новых цветов, видов кожи и размеров.

Механизм кардинального преображения Lady Dior запустили девять лет назад масштабные художественные выставки Дома, целью которых было проследить взаимосвязь между миром искусства и творчеством всех дизайнеров Dior, начиная с самого Диора. Как известно, великий кутюрье в молодости брал уроки живописи и владел арт-галереей, в которой в течение четырех лет начиная с 1928 года выставлялись работы Пикассо, Брака, Матисса, Кокто, Миро, Дюфи и Дерена – до тех пор пока семья новоиспеченного галериста не разорилась и на содержание галереи не оказалось средств.

Тем не менее Диор никогда не изменял художественному подходу в дизайне своих творений, и он же позволил преемникам маэстро – дизайнерам Сен-Лорану, Боану, Ферре, Гальяно, Симонсу и нынешнему арт-директору Марии-Грации Кюри – искать вдохновение и в созвучных эстетике и философии Дома произведениях искусства.

Итак, в 2008 году первая масштабная художественная выставка Christian Dior and Chinese Artists прошла в Пекине – тогда наследие Дома стало источником вдохновения для современных художников из Поднебесной. И среди прочих Лю Яньхуа представил сумку Lady Dior как скульптуру на постаменте – в керамике золотого цвета, тем самым продемонстрировав ее хрупкость и ценность одновременно. Эта работа натолкнула творческие умы внутри Дома на целый проект Lady Dior As Seen By. В последующие пять лет свои смелые вариации на тему традиционной сумки представили скульпторы, фотографы, мастера видеоарта и кинорежиссеры – в общей сложности семьдесят творческих единиц.

Затем, в 2011-м, еще одна выставка-ретроспектива «Диор: под знаком искусства» прошла в Москве, в ГМИИ им. А. С. Пушкина – в панораме источников вдохновения творений Дома (от портретов Энгра до полотен Матисса) вновь были продемонстрированы «зеркальные» примеры. Российская группа Recycle представила инсталляцию, в которой из каменной глыбы рукой невидимого скульптора шаг за шагом была высечена все та же Lady Dior. А дизайнер Ольга Солдатова создала эту сумку из войлока, из которого делают обыкновенные валенки. Данные объекты вместе с еще двумя версиями культового аксессуара от Recycle также вошли в проект Lady Dior As Seen By.

К следующей масштабной выставке Esprit Dior, которая в 2012 году была показана сначала в Пекине, а затем переехала в Шанхай, художественные вариации Lady Dior были представлены уже в полном объеме. Так что пятилетний проект Lady Dior As Seen By блистательно продемонстрировал, что знаковый предмет под кодом Dior способен превратиться в артефакт, стоит только некоему творцу выразить по отношению к тому свой художественный импульс.

Вслед за этими метаморфозами сумки тогдашний креативный директор Дома Раф Симонс начал активно преображать Lady Dior: традиционный каннаж все больше уступал место самым разнообразным декоративным техникам – вышивке нитями и стеклярусом, аппликации, бахроме… Эту свежую традицию, правда, уже в своей интерпретации, подхватила и нынешний креативный директор Dior Мария-Грация Кюри. Снабдив каннаж дерзкими заклепками, а саму сумку – широким ремнем с вышивкой, Кюри пустилась создавать формы и объемы принципиально новых сумок, а вот Lady Dior на этот раз отдала на откуп семи востребованным художникам. Правда, Марк Куинн, Иэн Дэвенпорт, Мэт Коллишоу, Джейсон Мартин, Мэттью Портер, Крис Мартин, Дэниел Гордон создали не арт-объект, который следует хранить в музее, а самый что ни на есть «носибельный» аксессуар, с той лишь разницей, что прекрасен он особой художественной красотой. Причем каждый художник получил от Дома карт-бланш и с энтузиазмом показал сразу несколько авторских версий Lady Dior.

Артефакты от семи художников были созданы лимитированными сериями, представлены в нескольких бутиках Dior и, вероятнее всего, уже полностью разошлись по коллекционерам от мира моды. Так, Dior Lady Art – это череда блистательных примеров того, как далеко можно уйти по художественной стезе от простого элегантного орнамента каннаж на стульях эпохи Наполеона III из салона Dior на авеню Монтень. И новая глава в истории сумки, которая за десять лет превратилась в идеальный «белый холст» для выражения самых смелых творческих мыслей и при этом не потеряла скромного очарования буржуазии в своем классическом обличье.

Читайте также