Точная наука: зачем нужно рассказывать о математике в музее

В лондонском музее науки открылась необычная галерея, созданная при участии архитектурного бюро Захи Хадид

На уровне ног и рук – деревянные линейки, старинные бобины с потрескавшимися от времени проводами, ржавые сложные устройства с рычажками и кнопками, графики, расчерченные вручную, и весь тот нестихотворный «сор», из которого вырастают стройные формулы, математические открытия и прототипы изобретений от астролябии до шифровальной машины Enigma, от самолета до компьютера. Вверху, если поднять голову, – массивная розовая инсталляция, которая представляет собой видимые глазу объемные завихрения вокруг самолета Gugnunc 1929 года компании Handley Page. Эдакий зримый гимн аэродинамике, который больше напоминает сложную шляпу какого-нибудь модного дизайнера, а не научный факт. Но наука математика, без сомнения, невероятно красива – это тоже факт, тем более когда над ее наглядностью работает одно из самых известных архитектурных бюро в мире.

Экспозиция Mathematics: The Winton Gallery открылась в конце прошлого года, чтобы рассказать широкой публике о том, как развивалась математика и чего достигли математики в течение последних 400 лет. Под крылом самолета, ставшего смысловым центром экспозиции, собрали более 100 «Розеттских камней» из мира науки, технологий и инженерной деятельности, которые наглядно показывают роль математики в жизни современного человека.

Это калькулятор 1660 года от «Сэмюэля Морленда, изобретателя» и набор 33 стандартных геометрических фигур начала XIX века, выполненных их хрусталя; теодолит 1826 года и прибор для предсказания приливов Уильяма Томпсона 1872 года; разностная машина Чарлза Бэббиджа, предназначенная для автоматизации вычислений, и один из первых самолетов; рабочий набор глазных яблок Фрэнсиса Гальтона, который использовал их в изучении регрессии наследственных признаков и математически обосновал практическую невозможность совпадения отпечатков пальцев у людей, и впечатляющая модель танкера Globtik Tokyo 1973. А еще стул Корбюзье, воплотивший его систему пропорций.

«Математическая деятельность пронизывает огромное множество аспектов нашей жизни и работы, – говорит куратор выставки Дэвид Руни. – Эта экспозиция рассказывает истории из жизни выдающихся математиков и показывает наиболее знаковые изобретения, изменившие жизнь человека. Мы надеемся, что она вдохновит посетителей задуматься о роли математики в совсем новом свете».

При этом по статистике, согласно данным портала MathWorks, в Великобритании 87% учителей математики и смежных дисциплин говорят о том, что школьная программа по этим предметам слишком абстрактна и было бы полезно добавить в нее практические примеры. 61% учителей согласны с тем, что современная школьная программа в области математики не вдохновляет учеников строить карьеру в этой области. А 38% профессионалов из областей науки, технологий, инжиниринга и математики утверждают, что британские школы не готовят достаточное количество профессионалов того уровня, которого требуют сегодняшние темпы развития общества.

Поэтому, несмотря на всю свою розовую гламурность и громкие имена, экспозиция в Музее науки призвана прежде всего заинтересовать школьников и выпускников школ точными науками, ведь музей рассчитан во многом на них.

Вот, например, история, которую рассказывают, пока посетители стоят под впечатляющим розово-фиолетовым творением Захи и смотрят на тумбочку с коробочками с гирьками. В 1818 году министр иностранных дел виконт Каслри Роберт Стюарт направил письма британским консулам во всем мире с просьбой прислать ему примеры стандартных в их странах мер веса. В то время еще не существовало таблицы конвертации между множеством разных систем, с которыми работали британские торговцы по всему миру. Когда же через два года в Лондоне была собрана коллекция из 71 гирьки, королевский монетный двор обнаружил, что годами измерения велись не совсем точно и если сложить все те граммы, которые не были взвешены и учтены за годы торговли, то получится целое состояние.

Таким образом создатели экспозиции стараются показать не только красоту, но и практическую полезность математики. «Когда Заха Хадид и Патрик Шумахер, который сейчас возглавляет бюро, впервые представили нам идею оформления экспозиции в виде аэродинамической инсталляции, мы были глубоко поражены», – заявил Иан Блэтчфорд, директор Science Museum Group, курирующей Музей науки в Лондоне.

Инсталляция в галерее, посвященной математике, стала первой работой Zaha Hadid Architects в Великобритании, выполненной после неожиданного ухода основательницы. Сама же Заха Хадид, которую Dezeen Hot List поместил на первое место среди архитекторов, изучала математику в отделении Американского университета в Бейруте. «В Ираке, где я росла, математика была обычной частью повседневной жизни. Дети постоянно играли с математическими задачками и проблемами, как если бы это были цветные карандаши и бумага для набросков», – вспоминала великий архитектор.

Примечательно, что экспозиция, посвященная математике, существовала в музее и раньше. Но она была довольно стандартной, состояла из 600 объектов и не обновлялась годами – эдакие массивные стеклянные стенды со множеством пронумерованных объектов. В настоящее же время Музей науки инвестирует 60 млн фунтов стерлингов в реновацию и развитие, и это касается не только починки труб канализации и установки тачскринов.

Выставки пересматриваются на соответствие современным паттернам восприятия, лишние экспонаты убираются в хранилища, добавляются объекты искусства, вдохновленные наукой. Именно поэтому в математической галерее осталось всего 100 объектов из 600. Зато на смену викторианской эстетике, когда всего должно быть много и зрителя буквально бомбардируют объектами и деталями, пришла эппловская – когда всего мало и каждый объект должен стоять в отдельном хорошо подсвеченном стенде, чтобы было ощущение, что дело происходит не на рынке, а в бутике. Расположение стендов тоже не случайно – оно повторяет вихревые потоки, расходящиеся от центрального в экспозиции самолета.

Все эти хитрости призваны заинтересовать посетителей и заставить их остановиться в галерее, обратить внимание на окружающие их объекты. По информации музея, до того как в реновацию экспозиции было вложено 5 млн фунтов стерлингов, люди просто проходили в другие залы мимо математических стендов и не обращали на них никакого внимания.

Помимо математической галереи, реновация затронула экспозицию на тему медицины, которой занимается архитектурная практика Wilkinson Eyre, и экспозицию коммуникационных технологий, над которой работают бюро Barber and Osgerby и Universal Design Studio.

Читайте также