Компания SmartArt готова стать посредником между художниками и коллекционерами

Давние подруги и коллеги по работе ставят перед собой амбициозные задачи и имеют все шансы с ними справиться.

Небольшой офис в старинном здании на Пречистенке, на белых стенах которого фотография Сергея Сапожникова, живопись Светланы Шуваевой и Александры Паперно, по соседству – скульптуры Александра Повзнера. Все это работы художников, которых представляет новая и не имеющая аналогов на российском рынке компания SmartArt. Ее создали в январе 2017 года Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева, именно тут будет разворачиваться их консалтинговая деятельность и, как надеются идеологи проекта, вместе с ней будет происходить и развитие российского рынка современного искусства «в контексте взаимодействия нового поколения художников и коллекционеров».

Задумывалась компания как посредник между этими двумя аудиториями, которые даже в единой области мира искусства по-прежнему далеки друг от друга. Екатерина и Анастасия «строят» новую платформу для их взаимодействия, и не только.

Правда, прежде чем основать общий бизнес, давние подруги и коллеги по работе в аукционном доме Christie’s сделали неплохую карьеру. Екатерина Винокурова, выпускница факультета политологии Колумбийского университета и магистратуры Лондонской школы экономики, начинала в должности пиар-специалиста одной из российских нефтегазовых компаний. В 2007 году она получила предложение от Гарри Блейна, директора представительства галереи Haunch of Venison, развивать ее деятельность в России. Три года Екатерина курсировала между Лондоном и Москвой, посещала все мировые события в области современного искусства, а в 2010 году возглавила направление по развитию Christie’s в России и странах СНГ. Спустя пять лет, уже в качестве директора Christie’s в России, Винокурова открывала новый офис аукционного дома с постоянным выставочным пространством.

Когда в 2010 году Екатерина переступила порог Christie’s, ее подруга Анастасия Карнеева трудилась там уже три года. Выпускница факультета журналистики МГУ отучилась в University College of London и осталась работать в штаб-квартире Российского экономического форума. На организаторские способности Анастасии обратили внимание в Christie’s и позвали ее в 2007-м представлять интересы аукционного дома в Москве.

Вместе Анастасия и Екатерина проработали год, значительно увеличили не только клиентскую базу, но и продажи, доказали эффективность своего дуэта. И окончательно поняли, что работать вместе профессионально так же комфортно, как и дружить. Правда, довольно скоро Анастасия из этого дуэта решила выйти ради более спокойной работы в инвестиционной компании Sapinda UK Limited в Лондоне. Впрочем, все это время Карнеева продолжала оставаться консультантом Christie’s в России и так или иначе участвовала во всех мероприятиях аукционного Дома.

Нехитрые расчеты показывают, что у бизнес-тандема Винокурова – Карнеева 20 лет опыта работы в области искусства. Востребованность последнего и подтолкнула Екатерину и Анастасию к идее создания совместной компании. «Мы обе давно увлекаемся современным искусством и последние лет семь вместе посещаем все международные арт-выставки, приобретаем что-то в личные коллекции. В какой-то момент нас начали постоянно спрашивать: что покупать? Причем за советом обращались уже не только друзья, но и незнакомые люди», – рассказывает Екатерина об обстоятельствах, которые привели к созданию SmartArt. «Мы организовывали совместные выезды на арт-ярмарки, направляли людей в конкретные галереи, ведь конъюнктуру рынка мы знали прекрасно. И стали тратить на это столько своего личного времени, что в какой-то момент поняли: это должно стать профессиональным занятием. К тому же ситуация на рынке созрела для того, чтобы такая компания появилась – аналогов ее в России нет», – вторит коллеге Анастасия.

SmartArt – это консалтинг-компания, которая занимается искусством последних ста лет и дает советы по широкому спектру вопросов: от простого – чем украсить стену в гостиной, до серьезного – как пополнить солидную личную коллекцию. Здесь найдут эксперта по любому периоду искусства, свяжут с любой мировой галереей, обеспечат второе мнение от сотрудников аукционных домов иди директоров музеев. Но среди всех предоставляемых услуг у SmartArt уже есть преобладающая специализация. «Основным направлением деятельности мы выбрали сотрудничество с отечественными художниками, поскольку рынок российского современного искусства недостаточно развит и они недооценены и на родине, и на Западе, – рассказывает Анастасия. – Мы можем переломить эту ситуацию, и сейчас тот самый момент, когда нужно находить новые имена и выводить их на рынок».

«Люди готовы коллекционировать современное российское искусство, но зачастую не знают, на что обратить внимание. И SmartArt – связующее звено между новым поколением художников и новым поколением коллекционеров. Последним мы рассказываем о художнике, ценообразовании, представляем варианты развития их коллекции, несем в себе еще и образовательную функцию», – продолжает Винокурова.

В нынешнем портфолио SmartArt – девять разноплановых художников (помимо выше названных это Арсений Жиляев, Александра Галкина, Дарья Иринчеева, Алексей Булдаков и Анастасия Потемкина (дуэт Urban Fauna Laboratory), которых Екатерина и Анастасия подобрали по собственному вкусу и уверенности в их потенциале.

Мы рассчитываем на то, что наши художники станут пользоваться спросом, вырастут в цене и станут культурным достоянием страны
Екатерина Винокурова
сооснователь компании SmartArt

Знакомить с ними публику Анастасия и Екатерина планируют путем не только частных консультаций, но и масштабных выставок разного формата, двух-трех в год. Первая из них – выставка Сергея Сапожникова – прошла недавно в «Ударнике». Правда, проект The Drama Machine изначально был инициирован Газпромбанком и фондом «Дон» и показан на родине художника в Ростове-на-Дону, но девушки перенесли его в Москву в ином прочтении куратора Ирене Кальдерони, арт-критика из Турина. Для Сапожникова данная выставка стала в столице первой персональной за всю его карьеру и продала 90% выставленных работ. «Наше портфолио из девяти имен со временем будет расширяться. Мы рассчитываем на то, что наши художники станут пользоваться спросом, вырастут в цене и станут культурным достоянием страны. Интерес к российскому искусству растет: коллекционеры видят, что это недооцененный актив, и хотят о нем больше узнать», – объясняет Екатерина.

«Искусство – это и инвестиция времени, необходимо ждать, чтобы рынок цивилизованно вырос естественным образом, – продолжает Анастасия. – Квинтэссенция наших деловых качеств и опыта позволяет надеяться, что наша компания будет развиваться, займет четкую позицию на рынке и превратится в серьезную арт-консалтинговую структуру, подобную весомым западным аналогам»

Читайте также