Выставки, которые нельзя пропустить во время Венецианской биеннале

Более двухсот проектов по всему городу – с 13 мая и до конца ноября

За чем едут в Венецию? За романтикой города без машин и dolce vita – роскошными отелями с видами на лагуну и волнами, пускающими солнечных зайчиков прямо в номер; гондолами, способными перенести прямо под облака; джелато и тирамису, который в силу известных причин перестал быть в России самим собой. И конечно, за искусством, от которого город на воде особенно захлебывается по нечетным годам, когда здесь проходит главный в мире смотр современного искусства – Венецианская биеннале. Более двухсот новых проектов открываются для зрителей по всему городу 13 мая и продолжаются до конца ноября. Как удержать баланс между «сладкой жизнью» и тягостью музейной беготни? Мы выбрали пять выставок, которые нельзя пропустить в это время в Венеции. Те, что дадут пищу для ума и радость для глаз, но не оставят усталости в воспоминаниях.

Viva Arte Viva

Arsenale и Palazzo delle Esposizioni, 13 мая – 26 ноября

Главный проект всей биеннале приглашенный куратор Кристин Масель назвала Viva Arte Viva («Да здравствует живое искусство»). По традиции этот срез мирового актуального искусства разместится на двух площадках – средневековом Arsenale и Palazzo delle Esposizioni в садах Джардини. Главное его отличие от большинства предыдущих – вливание свежей «арт-крови»: 103 из 120 художников-участников со всего света молоды и впервые появляются на столь значительной выставке. В их число попали и трое русских – Ирина Корина, Таус Махачева и Вадим Фишкин.

Показать себя авторам дадут не только статичными работами: во время работы выставки художники будут проводить перформансы, раздавать зрителям списки любимых книг и даже общаться с посетителями за ланчем в рамках круглого стола (Tavola Aperta).

Сокровища с затонувшего корабля «Невероятный» Дэмиена Херста

Palazzo Grassi и Punta della Dogana, до 3 декабря

Сразу две музейные площадки занимает и масштабная выставка главного мифотворца современного искусства Дэмиена Херста. Проект «Сокровища с затонувшего корабля «Невероятный» уже назвали его громким возвращением на мировую арт-сцену – художник готовил его 10 лет.

Главная интрига выставки, которая открылась в апреле, – абсолютная тайна, окружавшая ее вплоть до самого private view, которое организовал для своих друзей Франсуа Пино, коллекционер-миллиардер, владелец Palazzo Grassi и Punta della Dogana. По вбросам в СМИ, организованным самим Херстом, было известно лишь, что художник инвестирует средства в подводную экспедицию в Африке, где два тысячелетия назад затонул корабль богатого вольноотпущенника с фантастической коллекцией скульптуры.

Все поднятые с океанического дна сокровища, облепленные морскими звездами и кораллами, теперь выставлены в музеях, правда, их автором оказался сам фантазер Херст. После окончания экспозиции все работы выйдут на рынок: их цена варьируется от 500 тысяч до $5 млн.

«Человек как птица. Образы путешествий»

Palazzo Soranzo Van Axel, 13 мая – 5 сентября

Одна из самых ожидаемых русских выставок на Венецианской биеннале, помимо, конечно, павильона России в садах Джардини. Это первое явление международному сообществу проекта «Пушкинский XXI», нового вектора развития ГМИИ им. А. С. Пушкина, посвященного современному искусству в классическом музее. В будущем музей надеется получить в рамках строительства музейного городка и отдельное здание для показов «живого искусства», как называет актуальное искусство директор Марина Лошак. Пока же институция укрепляет свой авторитет в этом поле в Венеции.

«Человек как птица. Образы путешествий» – выставка интернациональная. В ней принимают участие 14 художников из шести стран, среди которых есть и классики – Леонид Тишков и Мартин Хонерт, и молодые авторы. Все они предложат зрителям путешествие во времени внутри себя, то предлагая вернуться в детство, то заглянуть в будущее.

«Интуиция»

Museo di Palazzo Fortuny, 13 мая – 26 ноября

В средневековом палаццо в центре Венеции, в бывшем доме-ателье знаменитого дизайнера Мариано Фортуни, после его смерти был организован музей. Этот дом «тысячи мелочей» в шестой раз во время биеннале принимает междисциплинарный проект, сотканный на стыках искусства, истории, философии, музыки и науки волшебными руками знаменитого бельгийского галериста, декоратора и архитектора Акселя Вервордта, почитателя элегантной эклектики, минимализма и искусства Востока и Азии.

Выставка объединит исторические и современные работы, связанные с понятиями интуиции, снов, телепатии, медитации, фантазии и гипноза, художников последних двух тысячелетий. От безымянных античных авторов, пытавшихся в скульптуре связывать земной и небесный миры, до модернистов и современников. Среди сотни художников-участников – Антонио Канова и Одилон Редон, Василий Кандинский и Марина Абрамович, Альберто Джакометти и Жан-Мишель Баскиа.

Glasstress

Palazzo Franchetti, 11 мая – 26 ноября

На одной из самых понятных и зрелищных венецианских выставок встречаются традиции и современность – умения муранских стеклодувов и фантазия актуальных художников.

Выставка Glasstress проходит уже много лет и каждый раз вызывает восторг и удивление публики. Ее концепция невероятно проста: Fondazione Berengo, владелец легендарных мастерских на Мурано, каждый год приглашает к сотрудничеству звезд искусства, которые придумывают сюжеты для будущих хрупких шедевров.

В этом году в числе участников такие художники, как Ай Вэйвэй, братья Чепмен, Ян Фабр (его ретроспектива недавно закончилась в Эрмитаже), Уго Рондиноне, Эрвин Вурм и др.

Фишка проекта в этом году – отдельная тотальная инсталляция из стекла в исторической мастерской на острове Мурано, созданная французским художником Лорисом Грео.

Читайте также