«ПроЯвление»: проект Павла Каплевича в Третьяковке

Театральный сценограф и продюсер в роли современного художника

В павильоне, построенном у входа в главное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 16 июня начнет работу выставочный медиапроект «ПроЯвление». Павел Каплевич. Диалог с картиной Александра Иванова». Мы встретились с его создателем накануне открытия и узнали, почему он решил попробовать себя в роли медиахудожника.

Буквально недавно и почти одновременно вы как сценограф и продюсер выпустили три спектакля. Теперь уже в роли медиахудожника представляете проект в Третьяковской галерее и вступаете в диалог с главной картиной русской живописи, «Явлением Христа народу».

Да уж, период у меня сейчас непростой, но счастливый. Сразу три премьеры: «Птица Феникс» в театре Гонзага в усадьбе Архангельское, опера «Чаадский» в театре «Геликон-опера», «Души» в театре Фоменко. Все, чем я занимаюсь, имеет так или иначе отношение к новой русской классике. Проект ли это с «Явлением Христа народу», создание ли новых оперных произведений, как «Чаадский» по пьесе Грибоедова «Горе от ума», ‒ это всегда некий диалог.

В чем суть «ПроЯвления»? Как я понимаю, перед вернисажем сохраняется интрига…

И к этому проекту я долго шел. Около 20 лет. Почти столько же, сколько Александр Иванов трудился над своим произведением. Он разрабатывал тему в бесчисленном множестве подготовительных этюдов, как, пожалуй, не делал никто из его предшественников. Их более 600. Этот поиск, сомнения, вечное недовольство художника окончательным результатом мы вводим в ткань «живого полотна».

Что такое «живое полотно»?

Я давно экспериментирую с «капеленом». Это такая инновационная текстильная технология, имитирующая средневековые гобелены, шпалеры и итальянские «арраци» благодаря высокомолекулярному методу обработки ткани без применения химии. Теперь же многократно опробованному в театральных декорациях материалу предстоит «вобрать в себя» картину Иванова вместе с эскизами к ней и представить «Явление Христа народу» в новом качестве. Действие будет сопровождать волшебная музыка, специально написанная композитором Александром Маноцковым.

Иными словами, это будет ткань?

Полотно выполнено точно в размер картины Александра Иванова: 540 × 750 см. Можно сказать, мы, как производственники, получившие в руки эскиз, воспользовались Ивановым для создания произведения декоративно-прикладного искусства. И без станков, но с помощью новых медиатехнологий, его выткала наша фантазия. На роль художников мы не претендуем. Мы ‒ адаптаторы.

Вы вступили в диалог с фактурой живописного полотна Иванова?

Фактура без содержания, одно без другого, не живет. Никогда не стал бы взаимодействовать с материалом, который меня бы не грел. Понимаете, я попытался придумать драматургию проживания ивановского шедевра и представить, будто это не полотно, а фреска или гобелен, скульптурный рельеф или черно-белая гравюра и создавался он не в XIX, а, скажем, в XVI веке, при Рафаэле.

И к этому проекту я долго шел. Около 20 лет. Почти столько же, сколько Александр Иванов трудился над своим произведением. Он разрабатывал тему в бесчисленном множестве подготовительных этюдов, как, пожалуй, не делал никто из его предшественников. Их более 600.
Павел Каплевич

При Рафаэле?

Да, хочу напомнить, что Рафаэль в XVI веке тоже занимался картонами к гобеленам. Рубенс в XVII веке также делал эскизы для серии гобеленов со сценами из жизни императора Константина. Александр Иванов задумывал свои акварели как эскизы больших фресок для храма. Слоями, расслаиваниями и наслаиваниями мы как бы «утопили» работу Иванова еще на 300 лет. Это такое, если угодно, «воспоминание о будущем».

Для проекта построен отдельный павильон, как некогда строился для самой картины Иванова у Пашкова дома, когда император подарил ее Румянцевскому музею.

В некотором роде это память о том событии. Павильон, очень простой по конструкции, спроектировали архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. Он установлен во дворе музея рядом с памятником Павлу Михайловичу Третьякову.

Это будет ваша первая музейная выставка. Что вы чувствуете?

Надеюсь, проект «ПроЯвление» ожидает счастливая жизнь. В самом полотне Александра Иванова уже заложено чудо. Следуя же за знаменитым дягилевским принципом «Удиви меня!», скажу только, что надо удивлять и непременно дарить чудо. А иначе не интересно.

Выставочный медиапроект «ПроЯвление» Павла Каплевича будет работать с 16 июня по 31 июля.

Читайте также