Под знаком льва: 60 лет из истории Голливуда

Как царь зверей по имени Лео стал символом кинокомпании MGM

Как известно, визитной карточкой киностудии MGM является лев. Сейчас его зовут Лео. Но мало кто знает, что у него было как минимум шесть предшественников! Первый из них, Слэтс, лишь молча разевал пасть: эра немого кино кончилась только в 1928-м. Льва в качестве логотипа придумал в 1916 году рекламщик Говард Дитц для кинокомпании Goldwyn Pictures, вспомнив о талисмане своей alma mater – Колумбийского университета в Нью-Йорке. Когда Goldwyn Pictures влилась в MGM, лев стал эмблемой объединенной компании.

Три источника, три составные части

Все началось с Маркуса Лоу. Немного заработав на игорном бизнесе, он обзавелся сетью кинотеатров, крупнейшей в стране. Естественно, ему нужны были фильмы. Он решил сам их снимать и в 1920 году приобрел кинокомпанию Metro Pictures Corporation. Еще через пару лет подвернулся случай купить еще одну студию – Goldwyn Pictures Corporation, которая испытывала финансовые трудности, поэтому стоила недорого. Помимо этого у нее были два важных преимущества: большой участок земли в калифорнийском Калвер-Сити и узнаваемый логотип – знаменитый лев.

Итак, к 1924 году у Лоу было две успешные киностудии – и ни одного управляющего! Самостоятельно руководить киностудиями он не решался: ему не хватало опыта, ведь он был всего лишь директором сети кинотеатров, пусть и очень большой. И тогда Лоу вспомнил о Майере, продавшем ему Metro Pictures.

Луис Барт Майер был известен как человек предприимчивый и в высшей степени креативный (достаточно сказать, что именно он в 1929 году «придумал» премию «Оскар»). Лоу предложил ему пост вице-президента в объединенной компании и право увековечить свое имя в ее названии.

Логотип льва придумал в 1916 году рекламщик Говард Дитц для кинокомпании Goldwyn Pictures, вспомнив о талисмане своей alma mater – Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В апреле 1924 года была учреждена кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer, сокращенно MGM. В тот же год она переманила у своего главного конкурента – киностудии Universal Pictures звезду немого кино Лона Чейни, а в 1925-м окончательно превзошла ее по всем показателям, выпустив масштабную эпопею «Бен-Гур» на библейский сюжет. На целых тридцать лет MGM стала крупнейшей студией Голливуда.

Увы, сам Лоу не успел сыграть сколько-нибудь значительную роль в истории MGM: в 1927 году он умер от сердечного приступа.

Если звезды зажигают…

После смерти Лоу официальным главой MGM стал его бывший помощник Николас Шенк, хотя неформальным руководителем оставался, конечно же, Майер. Эти двое люто ненавидели друг друга. За глаза Майер иначе как скунсом своего босса не называл (по созвучию: Schenk – skunk). Их отношения еще больше осложнились, когда Шенк задумал продать MGM владельцу конкурирующей студии Fox Film Уильяму Фоксу, не сказав ничего партнеру. Майер был взбешен. Он решил заблокировать сделку и даже пытался использовать для этого свои связи в Вашингтоне. Но они не понадобились. В дело вмешался случай: в 1929 году Фокс разорился в результате биржевого краха и сделка, естественно, сорвалась. Но Шенк был уверен: все это козни врага! И затаил злобу.

Между тем именно благодаря Майеру MGM в предвоенную пору превратилась в самую успешную голливудскую киностудию. Даже в годы Великой депрессии она продолжала выплачивать дивиденды. А сам Майер стал первым американцем в истории, чей оклад превысил $1 млн в год.

Майер делал ставку на звезд. MGM заключила контракты с Гретой Гарбо, Кларком Гейблом, Джин Харлоу, Спенсером Трейси, Кэтрин Хепберн, Джоан Кроуфорд, Джуди Гарленд. У киностудии даже появился слоган – «Звезд больше, чем на небе». По мнению специалистов, именно Metro-Goldwyn-Mayer заложила основы системы голливудских звезд, быстро распространившейся сначала на киноиндустрию, а затем и на шоу-бизнес.

Кроме того, MGM смело использовала новые технологии, в частности одной из первых применила метод получения цветного изоб­ражения Technicolor. Первым полнометражным фильмом, полностью созданным на MGM по технологии Technicolor, стал «Викинг» (1928). В нем же впервые появилась и звуковая дорожка – пока только с музыкальным оформлением и звуковыми спецэффектами. Два года спустя студия выпустила свой первый цветной звуковой фильм – мюзикл «Песня бродяги» о трагической любви вожака разбойников к принцессе. Особый колорит картине придавали место и время действия: Россия, 1910 год…

А в 1939 году студия MGM окончательно утвердилась на вершине киношного Олимпа, выпустив фильм Виктора Флеминга «Унесенные ветром» с Вивьен Ли и Кларком Гейблом. Экранизация знаменитого романа Маргарет Митчелл не только стала рекорд­сменом проката, но и завоевала рекордное число «Оскаров» – восемь (рекорд был побит лишь в 1953-м, когда того же числа наград удостоилась картина Фреда Циннемана «Отныне и во веки веков» с Бертом Ланкастером). И хотя снимался фильм на студии Selznick International Pictures, принадлежавшей зятю Майера, Дэвиду Селзнику, вышел он под маркой MGM. Такой «бонус» компания получила, потому что «сдала в аренду» Кларка Гейбла, у которого был контракт со студией. Позже Майер выкупил все права на картину, и она кормила MGM не одно десятилетие.

Стоп, снято!

В годы своего расцвета MGM выпускала полсотни фильмов в год. Практически все они безотказно делали кассу. Но в 1936 году ушел из жизни директор производства Ирвинг Талберг, и Майер стал сам курировать съемки. Однако с годами он все меньше доверял себе, полагаясь на мнение «коллегии кардиналов» – неофициального совета ведущих продюсеров, которые рекомендовали снимать доб­ротные, но банальные фильмы.

Во время Второй мировой производство картин сократилось наполовину. Держаться на плаву студии помогали сверхуспешные мультики «Том и Джерри», с 1943 по 1953 год получившие семь «Оскаров». Однако после войны люди стали ходить в кино гораздо реже. Чтобы их привлечь, требовался творческий прорыв, а Майер все так же продолжал выпускать мюзиклы, которые уже не пользовались успехом у зрителей, но требовали огромных затрат. К концу 1940-х дела шли из рук вон плохо, и Шенк посоветовал Майеру найти «нового Талберга», который сократил бы расходы и резко изменил репертуар.

Майер пригласил Дора Шери, пользовавшегося в киномире большим авторитетом. В отличие от Майера, любившего масштабные эпопеи, Шери предпочитал малобюджетные картины с социальным звучанием. В августе 1951 года антагонизм между двумя кинодеятелями достиг такого накала, что Майер позвонил Шенку и заорал: «Или я, или он!» Шенк понял, что это его шанс свести счеты с Майером, и немедленно его уволил.

Конец фильма?

Сразу же после увольнения Майера руководство студии объявило жесточайший режим экономии. Гонорары звезд были урезаны, декорации и костюмы стали кочевать из фильма в фильм. Ленты на злобу дня, которые так любил Шери, особого успеха не принесли, да и мюзиклы, которые студия продолжала снимать, дохода не давали, хотя многие из созданных в 1950-е годы музыкальных картин стали классикой жанра: «Американец в Париже», «Поющие под дождем», «Семь невест для семерых братьев».

Финансовое положение студии серьезно подор­вал антимонопольный закон 1948 года, запретивший киностудиям показывать снятые ими фильмы в принадлежавших им кинотеатрах. На пятки усиленно наступало и телевидение – зрители теперь предпочитали смотреть кино дома. Слабым утешением служило то, что страдали все участники «большой пятерки» Голливуда – не только MGM, но и Paramount, Fox, Warner Bros. и RKO.

1957 год MGM впервые закончила с убытками. Пришлось закрыть подразделение анимации и открыть новое – телевизионное. MGM убедилась в прибыльности этого бизнеса годом раньше, продав телекомпании CBS права на показ «Волшебника страны Оз». Это была премьера на ТВ полнометражного художественного фильма. Его показали вечером в прайм-тайм на крупнейшем национальном телеканале. Успех был оглушительный. Картина стала фаворитом телеэфира – с тех пор ее показывают минимум раз в год, как у нас «Иронию судьбы».

MGM заключила контракты с Гретой Гарбо, Кларком Гейблом, Кэтрин Хепберн, Джоан Кроуфорд, Джуди Гарленд. И у киностудии появился слоган – «Звезд больше, чем на небе».

В 1959 году неожиданный фурор произвел ремейк фильма «Бен- Гур» 1925 года. Грандиозные натурные съемки, невероятные спецэффекты, гигантские массовки, крепко сбитый сюжет и отличная игра актеров – фильм получил одиннадцать «Оскаров», в том числе за лучший фильм. Этот рекорд повторили еще только две ленты: «Титаник» Джеймса Кэмерона в 1997-м и «Властелин колец: возвращение короля» Питера Джексона в 2003-м. После такого триумфа руководство MGM уверовало, что блокбастер способен в одиночку вывести студию в прибыль, и принялось снимать по одному высокобюджетному фильму в год. Однако четыре последующие картины провалились в прокате. Дела киностудии пошли на спад.

В 1969 году MGM купил миллионер Кирк Керкорян, которого интересовали только земельная собственность в Калвер-Сити и имидж фирмы: он хотел назвать ее именем казино и отель в Лас-Вегасе. В 1980 году компания разделилась на две – киносъемочную Metro-Goldwyn-Mayer Film Company и гостиничную MGM Grand Hotels, Inc. Доходы гостиничной сети худо-бедно поддерживали киношную на плаву, что даже позволило ей в 1981-м купить киностудию United Artists. Однако это не смогло кардинально изменить ситуацию.

В 1990-х годах MGM переходила из рук в руки – ею владел и американский медиамагнат Тед Тёрнер, и итальянский финансист Джанкарло Парретти, и французская банковская группа Credit Lyonnais, и японская Sony… Закончилась вся эта чехарда в ноябре 2010 года объявлением о банкротстве фирмы.

Однако банкротства не случилось. Уже в декабре кинокомпания сообщила, что получила средства на реструктуризацию и намерена снова выйти на рынок. Подкрепив громкое заявление солидным аргументом – выпуском в 2012 году новой серии бондианы. Фильм «Координаты «Скайфолл» собрал в прокате более $1 млрд! Так что кино продолжается!

Материал из архива «Как Потратить», фото ALAMY/ALLOVER-PRESS; RDA/VOSTOCK-PHOTO; ALBUM/EVERETTDIGITALNY/COLLECTIONCRISTOPHEL/EAST-NEWS

Читайте также