От Фаберже до Целкова: Christie’s готов показать своих новых фаворитов

27 ноября в Лондоне пройдет очередной аукцион из серии «Шедевры русского искусства»

На этот раз фаворитами аукциона станут коллекция предметов работы Фаберже и произведения искусства с императорским провенансом из выдающегося частного собрания, а также значимые произведения из коллекции императорского фарфора, серебра и редкие ордена Российской империи.

В разделе живописи будут представлены великолепные работы кисти Натальи Гончаровой, Василия Верещагина, Аполлинария Васнецова, Марии Васильевой, Абрама Архипова, Константина Сомова, Николая Рериха, Петра Кончаловского, Марии Васильевой, Бориса Григорьева, Василия Ситникова и Олега Целкова.

Вот что о коллекции предметов работы Фаберже говорит Алексей Тизенгаузен, международный директор департамента русского искусства Christie’s: «Мы очень рады, что в этом сезоне нам выпала возможность выставить на аукцион очень редкую коллекцию предметов фирмы Faberge с превосходным провенансом. Данная коллекция тщательно формировалась более 30 лет назад человеком, высоко ценившим мастерство Карла Фаберже. Отдельные предметы из этого собрания даже неоднократно выставлялись на знаковых выставках. Помимо произведений Фаберже на торгах также будут представлены редкие серебряные ковши, ордена Святого Андрея Первозванного и Александра Невского и кинжал, предположительно принадлежавший самому имаму Шамилю».

Одной из главных жемчужин коллекции является миниатюрная модель носорога с заводным механизмом фирмы Фаберже (эстимейт £300 000–500 000) – до наших дней дошло всего четыре подобных экземпляра. Выставляемая на торги модель была подарена императрицей Марией Федоровной внуку, князю Василию Александровичу, у прямых наследников которого и была приобретена отцом нынешнего владельца.

Еще одним топ-лотом является миниатюрная модель портшеза, оцененная экспертами в £700 000–1 000 000. Подобные экземпляры крайне редко появляются на торгах: в последний раз предмет миниатюрной мебели был представлен на аукционе более десяти лет назад, лот ушел с молотка за $2,280 млн. Данную модель портшеза приобрел у Фаберже Максимилиан Отмар Нойшеллер, один из владельцев Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры и частый клиент фирмы Фаберже.

Среди произведений с императорским провенансом особого
 упоминания заслуживает портсигар c дарственной надписью,
преподнесенный императрицей Марией Федоровной Александру III в 
октябре 1890 года по случаю 24-летия со дня их бракосочетания
 (эстимейт £250 000–350 000). Еще один
 выставляемый на продажу портсигар был подарен императором
 Александром III цесаревичу Николаю Александровичу (будущему
 императору Николаю II) по случаю его 25-летия (£70 000–90 000).

Также
 стоит обратить внимание на выполненную из серебра, золота, горного хрусталя и бриллиантов крайне редкую брошь в форме снежинки, выполненную фирмой Фаберже по эскизам Альмы Пиль и в свое время подаренную Эммануилом Нобелем жене одного из его деловых партнеров (£40 000–60 000).

«Мы очень рады, что в этом сезоне нам выпала возможность выставить на аукцион редкую коллекцию предметов фирмы Faberge с превосходным провенансом. Данная коллекция тщательно формировалась более 30 лет назад человеком, высоко ценившим мастерство Карла Фаберже»
Алексей Тизенгаузен
международный директор департамента русского искусства Christie’s

Топ-лотом в разделе живописи считается «Натюрморт с чайником и апельсинами» Натальи Гончаровой (£500 000–700 000), который на протяжении многих лет ошибочно считался работой Михаила Ларионова. Картина была представлена на персональной выставке Гончаровой в художественном бюро Добычиной в Санкт-Петербурге в 1914 году и приобретена отцом настоящего владельца у Александры Томилиной-Ларионовой в 1966 году.

Также на продажу выставляются импрессионистическая картина Натальи Гончаровой (1881–1962) «Белые пионы» из частной итальянской коллекции, которая была представлена на выставке в галерее Леванте в Милане в 1964 году (£350 000–500 000); полотно Аполлинария Васнецова (1856–1933) «Прошлое Великого Новгорода», которое было показано на выставке работ 36 художников в залах Императорского Строгановского училища в 1901 году и XXX передвижной художественной выставки в Москве в 1902–1903 годах (£350 000–450 000); «Святое семейство» Василия Верещагина (1842–1904) из палестинской серии картин, написанное в 1884–1885 годах под впечатлением книги Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса» (£300 000–500 000); оцененное в £180 000–250 000 полотно Марии Васильевой (1884–1957) «Кафе “Ротонда”» 1921 года, а также подборка изящных акварелей Константина Сомова из собрания семьи Проваторовых.

Специально для предаукционной выставки в Лондоне декоратор Кирилл Истомин создаст фантазийное пространство зимнего сада, вдохновленное Малахитовым залом Эрмитажа – символом русской дворцовой роскоши.

Читайте также