Кинотеатр в музее: быть или не быть?

Быть, уверены в Государственной Третьяковской галерее

Концепция «музея» кардинально и стремительно меняется. Это больше не хранилище истории и артефактов, а живой организм, интерактивная структура, отвечающая требованиям digital-мира.

О новой философии «музея» как концепта мы поговорили с искусствоведом, куратором многих международных выставочных проектов, директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой.

Последние годы любая крупная выставка в Москве становится событием национальной важности. Как вы объясните этот феномен «арт-очередей»?

З.Т. Самые длинные «арт-очереди» остались в прошлом, 2016 году, когда были проведены самые громкие и резонансные выставки. Практически сразу же, как вопрос с покупкой билетов через сайт Третьяковской галереи был решен, очередей стало заметно меньше, однако интерес к искусству только увеличивается.

Мы приложили колоссальные усилия, чтобы стимулировать превышающий наши возможности спрос и работать над тем, чтобы абсолютно на любые экспозиции в нашей галерее приходили люди.

Вы возглавили Третьяковскую галерею три года назад. Какие вызовы бросает сегодня время классическим музеям? Какие инновационные проекты вы внедряете в Третьяковской галерее, отвечая на эти вызовы?

З.Т. Видите ли, в какой-то момент Третьяковская галерея оказалась позади других ведущих музеев России, таких как Эрмитаж и Пушкинский. Так что сразу же после моего назначения было проведено несколько международных конкурсов, и при участии авторитетного жюри нам удалось привлечь партнеров для разработки новой концепции.

Сегодня ведутся серьезные работы над улучшением общественных зон в Лаврушинском переулке, а также после открытия Новой Третьяковки на Крымском Валу продолжаются работы по трансформации пространств: от инфраструктуры, программного обеспечения до изменения общественного фокуса.

Каким проектом Третьяковки вы на данный момент гордитесь больше всего?

З.Т. В нашем арсенале масса интереснейших проектов, например, сотрудничество с Московским метрополитеном (оформление и брендирование метровагона, зайдя в который попадаешь не просто в вагон поезда, а в «Третьяковскую галерею на ходу»).

А где-то полтора года назад произошло беспрецедентное для музейного мира событие: в Инженерном корпусе открылся кинотеатр. Третьяковская галерея оказалась уникальным местом, где сохранилась возможность показа кинокартин 16 и 35 мм.

«Выработка новой модели общения со зрителем, нового языка – пожалуй, главная из ныне стоящих задач»
Зельфира Трегулова
директор Государственной Третьяковской галереи

При поддержке Министерства Культуры было установлено современное оборудование для показа цифровых фильмов DCP со звуком Dolby Digital. Я убеждена: человек не может понять искусство ХХ века в полной мере без киноискусства, поэтому считаю нашу миссию очень важной.

Это первый настоящий музейный кинотеатр в нашей стране, учитывая тот факт, что галерея не является музеем кино. Сейчас к каждой выставке мы делаем особые кинопрограммы. Так, к выставке Эль Лисицкого была организована серия кинопоказов об абстракции в кинематографе.

Что еще вы показываете в кинотеатре? Или он лишь цифровое дополнение к выставкам?

З.Т. Одним из самых успешных в этом году стал совместный проект с интернет-кинотеатром tvzavr «Допремьерные субботы в Третьяковке» ‒ серия эксклюзивных показов российских и международных фильмов ‒ лауреатов международных кинофестивалей за несколько месяцев до их выхода в широкий прокат.

Кто приходит посмотреть фильмы в музее?

З.Т. Кинотеатр Третьяковки становится особо модным местом у молодежи, здесь многие стремятся уйти от сегодняшней реальности в реальность киномира. Но если уходить от реальности, то лучше в искусство, ведь правда? Приходит совершенно новая аудитория и интересуется не только артхаусными картинами, но и активно участвует в совершенно новом формате встреч Public Talk со знаменитыми российскими режиссерами (Грымовым, Звягинцевым и др.).

Совместный кинопроект с интернет-кинотеатром tvzavr создает особый мир кино, где люди любят пребывать, отдыхать, развиваться и подпитываться для продолжения своей работы и жизни. Именно этим можно объяснить то, что стало больше людей, которые ходят в музеи, интересуются оригиналами искусства, а возможность увидеть любое художественное произведение на экране своего гаджета делает киноискусство еще доступнее массам и привносит новый смысл. В нашу эпоху диджитализации это важно, как никогда ранее.

Безусловно, в планах на будущее у Галереи ‒ освоить новые технологии и доносить информацию об искусстве в формате digital там, где искусство в оригинале малодоступно. Конечно, речь идет о крупном региональном диджитальном проекте, подробностей пока не буду раскрывать.

Современный digital-мир меняет концепцию «музея», делая его интерактивным, более доступным, понятным, но ведь и музей продолжает менять людей, образовывать их?

З.Т. Да, мы занимаемся популяризацией наших проектов на совершенно запредельных скоростях. В то же время нам важно видеть плоды работы: заставлять зрителей «думать по-другому» и снимать существующие стереотипы тех или иных художников, режиссеров и явлений.

Выработка новой модели общения со зрителем, нового языка, который понятен и близок многим, – это, пожалуй, главная из ныне стоящих задач перед Третьяковкой. Это тот путь, по которому нам уже удалось продвинуться. Тому доказательство – приток новой публики, теперь люди приходят семьями в Третьяковку на Крымском Валу, со своими детьми.

Дети – наше будущее и наше настоящее. Мне безумно приятно, что мои семилетний внук и внучка (2,5 года) беспрестанно проявляют интерес к искусству: рисуют, лепят, вводят свою собственную валюту ‒ одним словом, создают свой мир, используя изобразительное искусство, и да, очень часто ходят с родителями в Третьяковку.

Именно регулярное посещение музеев и занятие искусством, в том числе киноискусством, развивает в наших детях креативность ‒ это одно из важнейших человеческих качеств, которое необходимо воспитывать и развивать уже сейчас, поскольку будущее – за самыми креативными и изобретательными с нестандартным мышлением людьми, которые повлияют в итоге на развитие мира.

Читайте также