Могут ли физики стать лириками?

Да, уверена Полина Бондарева. Юрист по образованию, она осуществила мечту своей жизни, открыв собственную гуманитарную школу

Юрист всегда сможет стать филологом или искусствоведом, а вот филолог юристом – никогда, уверена Полина Бондарева, основатель петербургского образовательного проекта Masters и выпускница юридического факультета СПбГУ. Первую часть этого тезиса Полина доказала личным примером – легко, красиво и очень убедительно.

Это может прозвучать парадоксально, но, несмотря на то что Петербург слывет российской культурной столицей, в городе долгое время не было ни одного проекта, который позволял бы взрослому человеку получить разностороннее образование в сфере искусства. Можно было рассчитывать либо на академический курс в Академии художеств в качестве второго высшего, либо на отдельные лекции по той или иной теме. Полине Бондаревой в своей школе удалось создать свой собственный подход к преподаванию и изучению истории искусств.

Идея собственного проекта зрела у Полины Бондаревой всю жизнь. Улыбаясь, она признается, что юристом стала скорее случайно, ведь по природе она полный гуманитарий, а родители видели в ней будущего архитектора.

«Действительно, всю свою жизнь я очень много занималась рисованием, пела в хоре, – вспоминает Полина. – Но старшие классы – это то время, когда молодым людям свойственно принимать волевые решения, каждый хочет показать себя. В тот момент мне показалось, что юриспруденция – это очень хорошее образование, да я и до сих пор так считаю. Это то образование, которое дает вам в жизни много разных путей».

Несмотря на такую радикальную смену вектора, как переход в юриспруденцию, Бондарева не оставила увлечение искусством.

«Учась на юрфаке, я очень много ходила на выставки, участвовала в творческой жизни нашего города, – рассказывает Полина. – В то время это, к сожалению, было не так развито, как сейчас. Тогда мне посчастливилось познакомиться с галеристом Мариной Гисич, которая принимала активное участие в мировых арт-ярмарках. Тогда же я попала на несколько интернациональных смотров современного искусства. Каждой год я стабильно посещала две-три ярмарки в Европе, это такой редкий опыт, получить в России который практически невозможно».

Через интерес к современному искусству Полина Бондарева пришла к осознанию того, что хотела бы поучиться и искусству классическому. Ведь многие современные художники создают свои работы в диалоге с классикой, и чтобы понять и осмыслить их творчество, необходимо глубоко разбираться в истории вопроса.

К тому времени у Полины за плечами уже был диплом юридического факультета. Она вышла замуж и воспитывала двоих детей. «Я поступила в Академию художеств на второе высшее; мой интерес к искусству был настолько силен, что я ходила на все лекции с 9 до 17 вместе с однокурсниками, посещала лекции конкретных преподавателей в СПбГУ, – продолжает Полина. – Так формировался некий круг людей, которые сейчас преподают в нашей школе. На самом деле в Петербурге не так много представителей арт-сцены, которые реально участвуют в мире большого искусства».

Именно в Академии художеств у Полины Бондаревой и сформировалась идея создания собственной школы. Ведь не у всех людей есть возможность идти на второе высшее: многие работают, а кому-то не очень интересно в течение года изучать, например, древнерусское искусство, которое входит в классическую программу.

«Главный принцип, который лежит в основе школы Masters, – создать учебную программу не только по истории искусств, но и по музыке, кино, по истории фотографии, декоративно-прикладного искусства, например по истории фарфора, – увлеченно рассказывает Полина Бондарева. – Чтобы человек, прослушав эти курсы, в любой удобной ему последовательности, мог получить всестороннее развитие. Получается такой срез, который дает вам осознание эпохи, своего рода стереоэффект. Вы узнаете, что в определенную эпоху происходило в живописи, в литературе, в кино, только так рождается полное понимание».

Творческое начало формируется в семье, уверена Полина. Ее отец, экс-министр финансов Алексей Кудрин, сейчас возглавляет факультет свободных искусств и наук в СпбГУ. И теперь в определенном смысле они с дочерью коллеги – не просто сами увлекаются искусством, но и с энтузиазмом несут знания людям

Более 10 лет посещая арт-ярмарки, Полина постепенно увлеклась коллекционированием и начала приобретать произведения искусства. Некоторые работы из ее коллекции современного искусства можно увидеть в школе Masters.

«Конечно, коллекционирование – достаточно дорогое удовольствие, – отмечает она. – Благодаря нашей школе я часто оказываюсь в кругу художников, которые продают свои работы вне галерей, например, работы художника Керима Рагимова в Москве продаются по 15–20 тысяч евро, а у меня есть его маленькая акварель, выполненная в другой технике и стоящая корректных денег. Есть в моей коллекции и работы больших, известных художников. Многих я знаю лично, и на мои праздники мне иногда дарят произведения искусства. Такой подход дает возможность формировать точечную редкую коллекцию».

Творческое начало формируется в семье, уверена Полина. И как бы ни складывалась жизнь, чем бы ни занимались люди, судьба все равно выведет их на определенный путь. Ее отец, экс-министр финансов Алексей Кудрин, сейчас возглавляет факультет свободных искусств и наук в СпбГУ. И теперь в определенном смысле они с дочерью коллеги – не просто сами увлекаются искусством, но и с энтузиазмом несут знания людям.

«У нас в семье всегда было принято ходить в театр, и когда я была подростком, мы часто ездили с отцом на премьеры за границу, – делится Полина. – Это дает ощущение полноты картины, ты видишь, что искусство не локально, что много всего есть вокруг, что нужно смотреть, искать и получать от этого новые знания. Отец прекрасно разбирается в джазе и кино, поддерживает многие творческие проекты, наверное, это во многом сформировало меня как личность. Сейчас я стараюсь дать своим детям такое же воспитание и создать для них возможность развиваться в разных направлениях».

В окружении Полины c детства были люди из сферы искусства – кураторы, художники, галеристы, режиссеры. Поэтому с момента основания у проекта появилось много партнеров, готовых проводить совместные мероприятия.

«Сейчас мы часто сотрудничаем с Эрмитажем, Русским музеем, Мариинским театром – с такими крупными институтами, которые позволяют нам обеспечивать слушателям не только теоретические знания, но и выводить их на практику, – объясняет она. – Сейчас в нашей школе есть курс «галерейное дело», мы приглашаем кураторов, технических специалистов, ведь, например, правильно выставить свет в галерее – это очень важно. Такой программы в Петербурге никто не предлагает».

Преподавателям нравится работать со взрослыми людьми, которые приходят на курс осознанно. «У нас очень разная аудитория, это и студенты, которые закончили вузы не по специальности и пришли послушать что-то про искусство; есть те, кто хочет уехать учиться на Запад, и им требуется сжатый материал по отдельным предметам, – продолжает Полина. – Приходят семейными парами, с детьми – у нас есть и детская комната с творческим уклоном, и специальные детские курсы. Мои дети, кстати, их с удовольствием посещают».

Полина Бондарева признается, что лично ей создание собственного проекта принесло и знания, и уверенность в себе, ведь у нее получилось воплотить в жизнь свою мечту. «Проект дал мне веру в себя. Более того это редкий опыт общения с великими людьми – я имею в виду наших преподавателей, – добавляет она. – Я сама уже прослушала все курсы, которые есть у нас в школе».

Читайте также