Где гуляли Гоголь с Тургеневым

Brenners Park-Hotel & Spa в Баден-Бадене и его именитые постояльцы

Brenners Park-Hotel & Spa в Баден-Бадене, который видели еще Гоголь с Тургеневым, с годами не меняет облика. Но – успевает за временем: в одной из его вилл, Villa Stephanie, в этом году открылся инновационный спа-центр.

В речке Оос, что струится вдоль нежно-зеленых берегов тонкой серебряной нитью, вода такая чистая, что можно считать камни на дне. Нежность – слово, подходящее Баден-Бадену: хрупкая, деликатная архитектура города гармонична его пейзажу.

Отель на Лихтентальской аллее – эта аллея тянется вдоль чистой речки – отгорожен от парка самой настоящей калиткой. На одном берегу дети, собаки, велосипедисты и пенсионеры под ручку; на другом – шезлонги, регулярный парк, деревянные столики, бокалы и сигарный дым: здесь останавливаются самые респектабельные постояльцы мира.

Отелю Brenners Park-Hotel & Spa больше 140 лет. Вернее, 140 лет отелем была одна из кремовых вилл, другие присоединились позже (и архитектурно скрепились в единое целое). 21 октября 1872 года здесь открылся отель Stephanie les bains: особняк купил пятидесятилетний портной Антон Бреннер.

«Стефаниенбад» – так называли отель баденцы: прежде на вилле гостила Стефани де Богарне, герцогиня Баденская. Император Наполеон удочерил двоюродную сестру Жозефины, пожаловал титул и выдал замуж за Великого герцога Баденского, Карла в 1806 году. Сестра герцога Луиза, будучи замужем за наследником русского престола Александром Павловичем и называвшаяся Елизаветой Алексеевной, брак не одобрила: Россия как раз вступала в войну с Наполеоном.

Наполеон вскоре отрекся от престола (1815 год), Карл Баденский умер (1818 год), а нелюбимая баденскими герцогами Стефани поселилась в Мангейме, где ее дворец стал местом притяжения интеллектуалов и знати. И оставила название «Стефаниенбад» о себе в память – на самой красивой аллее курортного Бадена.

Баден тем временем становился главным курортом Европы. Сюда приезжали лечиться со всего мира, а после коронации Елизаветы поехали русские. «В царицах скромная, любовь страны своей, и в бурю бед она душой была спокойна; и век ея свой суд потомству даст об ней: была величия и счастия достойна», – написал о Елизавете Василий Жуковский. В последние годы жизни он фактически переедет в Баден-Баден, переведет здесь «Одиссею» и умрет в 1852 году.

В мае 1863 года сюда также переедет Иван Сергеевич Тургенев – вслед за семьей Виардо, влюбленный в певицу Полину. И даже построит здесь дом, который снесут в 70-х годах XX века. Так что табличка «Вилла Тургенев» на одной из вилл Brenners Park-Hotel отчасти вводит посетителей в заблуждение: да, на этом месте действительно был дом, но прославленный писатель всего лишь снимал там две комнаты.

Тургенев умер в 1883-м: на его глазах Stephanie les bains стал превращаться в роскошный отель, но последние годы жизни Иван Сергеевич часто заходил сюда ужинать.

…Сын Бреннера Камиль, получив отель в наследство, начинает расширение: покупаются виллы, стоящие рядом, «Бреннерс» растет и расползается в стороны. Уже в 1882 году в нем было 200 комнат. А в 1907 году это был чуть ли не самый шикарный отель Европы: сюда, например, приезжал Чулалонгкорн, король Сиама и Лаоса, и останавливался со всей свитой.

В 1920 году отельерами становится следующее поколение Бреннеров, Курт и Альфред: они устраивают здесь Casino Stephaniе, начинается большая игра. Европу душит кризис, а «Бреннерс» в 1937 году принимает 40 000 гостей.

В начале войны большую часть акций отеля выкупает немецкий миллионер Рудольф Август Эткер, унаследовавший бизнес деда – бренд Dr. Oetker. Баден-Баден меньше других городов пострадал от военных действий, поэтому «Бреннерс» «очнулся» буквально одним из первых: в 50-е он снова открыт. В 1969 году совет директоров покидает последний Бреннер: теперь отель – полная собственность Эткеров, жемчужина их коллекции Oetker Collection.

В 1983-м отель меняет название на Brenners Park-Hotel & Spa: это первое спа в Европе, открывшееся под слоганом «Стиль жизни. В гармонии с природой». С тех пор спа-направление только развивали: сегодня за него «отвечает» Вилла Стефани.

...«Бреннерс Парк Отель» выглядит сегодня как череда вилл, пристроенных друг к другу: путь из одного конца отеля в другой можно проделать внутренними коридорами примерно за 10 минут.

Путешествие начинается с Виллы Стефани: она в этом году в центре всех гостиничных новостей мира – 15 января 2015 года, после двухлетних приготовлений, сюда полностью перенесли спа-центр. Теперь на цокольном этаже здания открыта 500-метровая «влажная зона» c водными процедурами и отдельным женским отделением. Там же находится зал для индивидуальных тренировок (гость может даже снять его полностью для себя и друзей) и пятнадцать процедурных кабинетов.

Номеров в Villa Stepahnie ровно столько же – пятнадцать: они расположены на верхних этажах, в трех из них, Corner Suites, есть собственные процедурные кабинеты.

Открываешь потайную дверь – и попадаешь в следующее здание, Haus Julius. Там прежде располагались частные медицинские кабинеты, а теперь это целая клиника, Brenners Medical Care, обслуживающая в первую очередь гостей отеля (то есть зайти с улицы и записаться к доктору возможно, но приоритет всегда у постояльца). В клинике есть дерматолог, кардиолог, гинеколог и стоматолог. Есть еще отделение Brenners Physio Spa, в нем делают ионофорез, прогревания и гальванические ванны.

Следующая по ходу движения – Park Villa: ее тоже можно снять целиком. Когда на вилле гости, сквозного движения нет, внутренний проход перекрыт и в старую часть «Бреннерса» можно попасть только по улице.

…Путь пройден: мы наконец в старой части, с которой все началось 140 лет назад. Ресторан Brenners Park, где ужинали еще Гоголь и Тургенев, не сильно изменился с тех пор: сегодня у него две звезды Michelin. Мужчинам вход разрешен только в пиджаках, а гурмэ-меню меняется каждую неделю. В соседнем ресторане, Salon Lichtental, завтракают. В Wintergarten – обедают и долго сидят на террасе с бокалами просекко, глядя на Лихтентальскую аллею, на чистую воду речки Оос, на пенсионеров, гуляющих под ручку, велосипедистов и детей на другом берегу.

Тургенев когда-то писал Гюставу Флоберу: «Приезжайте же в Баден-Баден хотя бы на несколько дней! Из Баден-Бадена вы сможете увезти новые краски для своей палитры». Ни одна из красок с тех пор не выцвела – палитра лишь дополняется новыми.

Читайте также