Стрит-арт на музейной площади

На самой посещаемой площади Амстердама расположились четыре музея сразу

У каждого приезжающего в столицу Нидерландов свои планы. Но все же тот, кого интересует искусство, первым делом отправляется на Музейную площадь Амстердама, образованную обширным сквером и отмеченную красно-белым логотипом I am sterdam.

Тут сконцентрировались самые важные культурные институции, можно сказать, гордость страны. Во-первых, Райксмузеум, крупнейшее собрание голландского искусства, где главный шедевр и визитная карточка, разумеется, «Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна. Не увидеть это полотно в Амстердаме все равно, что пренебречь «Джокондой» в Париже. Рейксмузеум с недавних пор единственный в мире музей, чьи двери открыты 365 дней в году, с 9 до 17 часов.

Затем следует обязательный к посещению Музей Ван Гога, где хранятся две сотни работ знаменитого голландца, включая «Подсолнухи» и «Едоки картофеля», и для которого, к слову сказать, Амстердам родиной не являлся. Здание этого второго по счету музея на Музейной площади было построено в 1973 году по проекту Геррита Ритвельда, а через четверть века музей обзавелся экспозиционным крылом, которое спроектировал японец Кисе Курокава.

И, наконец, третий музей, Стеделик, обладатель не только самого крупного за пределами России собрания картин Казимира Малевича (28 полотен и рисунки), но и работ Шагала, Раушенберга, Кинхольца, Пикассо, Сезанна, Матисса, Де Кунинга, Кунеллиса, Джадда. Три года назад к старой краснокирпичной постройке 1895 года прибавилось новое крыло (проект архитектурного бюро Benthem Crouwel), которое остроумные горожане немедленно окрестили «умывальником».

Весной нынешнего года в этой солидной компании завелся «новичок» — музей Moco (Modern Contemporary Museum), представляющий собой частную инициативу владельцев амстердамской галереи LionelGallery. Чета Ким и Лайонел Логхис уже восемнадцать лет занимаются коллекционированием и продажей произведений художников мирового класса — от Пикассо, Миро и Дали до Кунса, Рихтера, Херста и Баския. «Такой предмет торговли, как искусство, никогда не может наскучить. Искусство концентрирует в себе человеческие эмоции, дает возможность исследовать все происходящее вокруг. Художник же транслирует истинную картину мира. И да, следить за развитием арт-рынка захватывающе интересно», — признается Ким Логхис, которой, как видно, стало тесно в галерейном пространстве, и она с мужем замахнулась на музей.

Moco находится в непосредственной близости к Райксмузеуму и даже приходится тому немного «родственником», поскольку расположился в элегантных интерьерах Alsberg, пятиэтажной виллы с витражными окнами, великолепной деревянной лестницей и камином, построенной в 1904 году архитектором Эдом Кейперсом, двоюродным братом Питера Кейперса, автора здания Райксмузеума и Центрального вокзала Амстердама. Известно, что долго пустовавший особняк выставлялся на продажу за 26 млн евро.

В создании музея супруги Логхис вложили как собственные средства, так и деньги привлеченных частных инвесторов. Особняк в центре города подвергся значительной реставрации, а декор интерьера был поручен Питу Бону из Piet Boon®. Модный голландский дизайнер озаботился покраской стен, предназначенных для экспонирования работ.

Аудитория Moco, весьма широкая, была обозначена четко с самого начала — любители современного искусства и особенно поп-арта и стрит-арта. Самый любимый художник новоиспеченных владельцев музея — Бэнкси, неуловимая звезда мирового стрит-арта и политического активизма, которую никто не видел, но цены на чьи работы порой зашкаливают. Например, граффити «Рабский труд» предполагаемого авторства Бэнкси, нанесенные им на фасад магазина дешевых товаров Poundland в Лондоне в мае 2012 года и буквально через год снятые со стены вместе со штукатуркой, ушли с молотка на аукционе в честь 60-летия правления королевы Елизаветы II за 750 000 евро. Покупатель остался анонимным.

«Бэнкси гипнотизирует меня своей прямолинейностью и чувством юмора. Я, признаться, еще не встречала того, кого оставила бы равнодушной его “Девочка с воздушным шаром”», — умиляется Ким Логхис.

Выставкой творений своего фаворита “Бэнкси. Смейся сейчас” владельцы Moco и решили стартовать. “И это был эффектный ход, ажиотаж был гарантирован. Залы украсили работы Бэнкси, в том числе его знаковая вещь Beanfield размером 3 × 4 м”, — вспоминает Ким.

И это еще не все. Логхисы показали Бэнкси в обрамлении работ короля поп-арта Энди Уорхола. Неясно даже, кто тут кому аккомпанирует. Зато понятно другое: музей развивается.

Недавнее приобретение коллекции — легендарный фургон SWAT Van, на одной стороне которого изображен вооруженный спецназ и подстрекающий солдат мальчишка, на другой — Дороти из фильма «Волшебник страны Оз». На торце виднеется наклейка «How’s My Bombing? Call 1-800-648-0403». Зрители могли видеть машину лишь однажды, десять лет назад, на дебютной выставке Бэнкси в промзоне Лос-Анджелеса. Потому что с выставки фургон прямиком ушел в коллекцию лорда Спенсера Черчилля-Ротшильда, а этим летом вновь всплыл на торгах аукциона Bonhams с эстимейтом £200 000-300 000. И был продан за 218 000 фунтов стерлингов.

Теперь SWAT Van припаркован в уютном садике музея Moco, в ближайших планах которого выставки новых уличных арт-групп Os Gemeos и KAWS.

Читайте также