По заказу Афродиты

Музей А. С. Пушкина учит пластических хирургов работать красиво

Отдел образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина разработал необычную обучающую программу — она предназначена для ординаторов кафедры пластической хирургии медуниверситета им. Пирогова (РНИМУ). Причем инициатива создания спецкурса исходила не от музея, а от университета. «Прежде чем разрезать, нужно уметь правильно нарисовать, — убеждена Наталья Мантурова, руководитель кафедры пластической и реконструктивной хирургии университета имени Н. И. Пирогова. — Сегодня эстетическая медицина — законодатель моды на внешность, а значит, на пластических хирургах лежит огромная ответственность. Мы выступаем за междисциплинарный подход, считаем, что эстетическое образование, расширение кругозора просто необходимо для медиков».

Будущим хирургам предлагается в течение октября — ноября 2016 года пройти два теоретических курса, посвященных истории искусства, и посетить шесть практических художественных занятий. Под пристальными «взглядами» Давида, Афины и Зевса, среди работ Рембрандта, натюрмортов голландцев и прочих уникальных произведений из постоянной коллекции Пушкинского музея студенты будут слушать лекции об основных стилях в истории искусства, о том, как на протяжении веков изменялись представления о красоте и сменяли друг друга модные эпохи… Также часть курса пройдет в «Мусейоне».

Цель практических занятий — научить будущих пластических хирургов умению видеть пропорции, чувствовать объем предмета в пространстве, оценивать индивидуальные особенности внешности человека.

Профессиональные художники и скульпторы будут ставить руку, научат работать со штрихом, создавать светотень, покажут, как правила «золотого сечения» нарушаются во внешности реальных людей. Ординаторы займутся рисованием и будут ваять скульптуры, познакомятся с архитектоникой головы и овладеют пластичес­ким моделированием лица и шеи.

Среди преподавателей ведущие специалисты — художники и ученые: Дмитрий Гутов (художник, историк искусства), Раиса Кирсанова (доктор искусствоведения), Владас Паршин (художник), Дагмара Регент (скульптор) и др. «Наше сотрудничество с Пироговским университетом — явление закономерное, — отмечает заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А. С. Пушкина Сурия Садекова. — Ведь, как мы помним, Иван Цветаев создавал наш музей как художественно-образовательный общедоступный музей при МГУ. К тому же, на наш взгляд, пластический хирург — это не просто высококлассный ремесленник, а истинный художник. Пилотный курс, который мы запустили этой осенью, надеюсь, станет началом нашего долгосрочного сотрудничества».

«В работе пластического хирурга в первую очередь имеют значение медицинские аспекты, такие как безупречное знание анатомии, принципов хирургии, свойств тканей»
Сергей Петрин
Пластический хирург Резиденции долголетия и красоты GLMED

Александр Неробеев, научный руководитель Клиники челюстно-лицевой хирургии и стома-тологии Центрального НИИ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Министерства здравоохранения РФ: «Я вовсе не против, чтобы студенты получали эстетическое образование, это замечательно. Но давайте подумаем вместе: вот походит ординатор-хирург в музей на занятия, получит дополнительное образование и возомнит ведь себя Леонардо да Винчи, ну или Верой Мухиной в крайнем случае! Но на самом-то деле пластическая хирургия — это ремесло, только очень тонкое, сложное. А если хирург будет знать, как хорошо нарисована Мона Лиза, но скальпелем не сможет сделать точный надрез, в котором каждая доля миллиметра имеет значение, то грош ему цена».

Сергей Петрин, пластический хирург Резиденции долголетия и красоты GLMED, кандидат медицинских наук, действительный член обществ ОПРЭХ, SPRAS: «В работе пластического хирурга в первую очередь имеют значение медицинские аспекты, такие как безупречное знание анатомии, принципов хирургии, свойств тканей. Это знания, которые специалист получает в течение всего периода обучения в институте и ординатуре. Ну а соотнести “музейный вид” тела и пожелания конкретного пациента с его особенностями достаточно сложно. Представление о прекрасном, как мне думается, формируется исходя из всего жизненного опыта, и краткосрочный курс не сможет значительно повлиять на качество работы специалистов».

Читайте также