Птица высокого полета

Часовщик Абрахам-Луи Бреге мог бы гордиться своим прапраправнуком

Часовщик Абрахам-Луи Бреге определенно мог бы гордиться своим прапраправнуком: Луи Бреге строил военные самолеты для армии Франции, стал одним из основателей Air France и никогда не забывал о часовых механизмах своего великого предка.

В 1905 году 25-летний Луи Бреге, выпускник Высшей школы электрики в Париже, вместе с такими же энтузиастами авиации братом Жаком и собственным крестным отцом, профессором медицины Шарлем Рише, начал разрабатывать оригинальную идею вращающегося крыла, или вертикального взлета. В 1907 году сконструированный ими летательный аппарат «геликоптерного типа» автожир № 1 с четырьмя вращающимися системами, оснащенными восемью лопастями каждая, поднялся в воздух примерно на 1 минуту на высоту 1,5 м!

С двумя последующими моделями винтокрылых машин Бреге потерпел неудачу, переключился на создание бипланов и монопланов и стал одним из крупнейших французских авиастроителей. Лишь в 1923 году, на пике карьеры, он вместе с партнером Рене Дораном возобновил прежние разработки и в 1935 году представил экспериментальный автожир Бреге — Дорана. Побив все рекорды скорости (108 км/ч), высоты (158 м), продолжительности полета (1 час и 3 минуты) и зависания (10 минут), этот летательный аппарат занял место первого вертолета, а сам Бреге оказал серьезное влияние на историю вертолетостроения.

С тех пор фамилия Бреге ассоциируется с историей воздухоплавания не меньше, чем с историей часового искусства, и тем интереснее узнать, что Луи Бреге являлся прямым потомком Абрахама-Луи Бреге, основателя часовой марки Breguet! Авиатор и конструктор Луи был представителем пятого поколения той самой семьи Бреге, чья история началась в 1762 году, когда его прапрапрадед обосновался в Париже и стал самым известным часовщиком своего времени.

Следующие представители семейства тоже были изобретателями, но в иной области: если Антуан-Луи, сын Абрахама-Луи, еще продолжал часовое дело и приумножил славу отца, то его отпрыск Луи-Клемент Бреге, член Академии наук, изобрел абонентский телеграф, который был внедрен во многих странах, построил несколько телекоммуникационных систем, повысивших безопасность железнодорожного транспорта (его имя, к слову, выгравировано среди прочих имен ученых на Эйфелевой башне). Антуан Бреге, собственно отец самого Луи, выпускник Парижской политехнической школы и один из наиболее многообещающих инженеров поколения, ушел из жизни слишком рано, в 31 год, но успел усовершенствовать для Франции телефон англичанина Белла.

Так что Луи естественным образом отправился учиться в Высшую школу электрики и должен был, по разумению семьи, продолжить карьеру в области электрических двигателей и телекоммуникаций, но неожиданно для всех увлекся авиастроением. О часовом деле он уже и не помышлял: мастерская была продана еще его прадедом Луи-Клементом Бреге собственному управляющему Эдварду Брауну. Интересно, что Домом Montres Breguet три поколения Браунов владели вплоть до 1970 года, затем он менял разных владельцев, пока наконец в 1999 году его не приобрел Николас Хайек, основатель Swatch Group, и не возродил знаменитое часовое имя в новом свете.

Но вернемся к Луи Бреге и его вкладу в мировое авиастроение — начиная с 1911 года он создавал бипланы для армий Франции, Великобритании и России. В 1914 году, подобно другим пионерам авиации, Луи полностью посвятил себя промышленному производству самолетов для военных действий в Первой мировой и лично сопровождал и прямо с заводов в городе Дуэ на севере Франции на линию фронта.

Спустя два года Бреге совершил технологический прорыв: в 1916 году в воздух был поднят самолет Breguet 14. Этот двухместный биплан отличался цельнометаллической конструкцией (с обтянутыми тканью фюзеляжем и крыльями), в которой впервые использовался дюралюминий. Предназначенный для разведки и бомбометания, он поступил в массовое производство в 1917 году и произвел фурор благодаря своей скорости, маневренности, высокой грузоподъемности, а также максимальной высоте полета в 6000 м, делавшей его недосягаемым для вражеской авиации.

Выпущенные в количестве почти 8000 экземпляров и приобретенные 15 странами, самолеты Breguet 14 принесли своему создателю всемирную славу. Следующая модель, Breguet 19, была принята на вооружение уже военной авиацией многих стран мира. С того момента Луи Бреге до конца жизни снабжал своими новыми самолетами армию Франции, а после его смерти в 1955 году дело продолжили наследники. В 50-е и 60-е годы был разработан и успешно продавался противолодочный самолет Breguet 1050 Alizé, который поднимался с палуб французских авианосцев вплоть до 2000 года.

За ним последовал патрульный и разведывательный самолет дальней морской дистанции Breguet 1150 Atlantic, его усовершенствованная версия до сих пор бороздит воздушные просторы. Впоследствии появилось транспортно-десантное воздушное судно Breguet 941 и истребитель-бомбардировщик Jaguar.

Но не менее важны и заслуги Луи Бреге в области гражданской авиации. Идея пассажирского самолета не давала покоя конструктору с тех пор, как 23 марта 1911 года он на 90-сильном биплане с 11 пассажирами на борту побил сразу несколько предыдущих рекордов по количеству перевозимых людей. В феврале 1919 го-да Луи основал компанию Compagnie des Messageries aériennes для перевозки пассажиров и почты по маршруту Париж — Брюссель, а затем и Париж — Лондон. В течение следующих 15 лет, объединяя компании и налаживая связи, он развил широкую слаженную сеть гражданской авиации по всей Европе.

В марте 1923 года Луи объединил свое предприятие с Compagnie des Grands Express Aériens и возглавил новую компанию под названием Air Union. К 1932 году Air Union стала лидирующей французской авиакомпанией по дальности полетов и количеству перевозимых пассажиров. Спустя год после того, как правительство Франции приняло решение о слиянии пяти авиаперевозчиков, Луи Бреге в числе прочих подписал документ об основании компании Air France.

Наиболее значимым достижением Бреге после Второй мировой войны стал четырехмоторный самолет Breguet 760 Deux-Ponts с сотней посадочных мест на двух палубах. За свою двадцатилетнюю биографию он ни разу не был участником авиакатастроф со смертельным исходом! Впрочем, и более поздние пассажирские лайнеры Breguet 28 Limousine и Breguet 393 отличались очень высокой степенью безопасности.

Талантливый изобретатель и визионер Луи Бреге скончался в 1955 году, спустя 12 лет его компанию приобрел Марсель Дассо, еще один корифей французской авиации, объединил ее с собственной фирмой и дал новому предприятию имя Dassault-Breguet.

Не менее интересен и тот факт, что Луи Бреге никогда не порывал с великим часовым прошлым своей семьи. В 1923 году именно Луи, как потомок великого часовщика, возглавил комитет по организации торжеств в честь столетия со дня кончины Абрахама-Луи Бреге и провел ряд торжеств во Франции и Швейцарии. Их кульминацией

стала выставка в Музее Гальера в Париже, которая до сих пор является самой значительной экспозицией часов Breguet: на ней было представлено 266 произведений часового искусства, примерно 100 из них предоставил сэр Дэвид Саломонс, крупнейший тогда коллекционер карманных и наручных часов Breguet.

Более того, долгие годы Луи Бреге поддерживал отношения с семьей Браун, новыми владельцами фирмы Montres Breguet, — сэром Дэвидом Саломонсом и Генри Брауном, а также сыном и наследником последнего, Джорджем Брауном, — и не только дружеские, но и деловые. Начиная с 1922 года упоминание об авиационных мастерских Луи Бреге часто встречается в бухгалтерских книгах часовой компании. Другими словами, Брауны под брендом Breguet создавали авиационные часы, которыми были оборудованы кабины военных самолетов, разработанных Луи Бреге. Именно в них в 1952 году появились первые в мире стальные хронографы с функцией Flyback, которые затем использовались в военно-морской авиации Франции вплоть до начала 1980-х годов.

Круг замкнулся: первые прототипы будущей коллекции часов Breguet Type XX были испытаны прапраправнуком великого часовщика. Луи поставил достижения своего предка на службу авиации и тем самым сыграл особую роль не только в мировом воздухоплавании, но и в 241-летней истории Breguet.

Читайте также