Читать знаки

Егор Альтман, бизнесмен и коллекционер, рассказывает о своем необычном собрании

Егор Альтман, создатель радиостанции Business FM и глава рекламного агентства AltCommunicationGroup, известен не только своими бизнес-, но и арт-проектами, среди которых — юбилейная выставка Юрия Норштейна. Кроме того, Егор является обладателем крупной коллекции знаков, фото и книг Белой армии и русской эмиграции.

Тема искусства Егору Альтману близка с детства. Он вырос в семье художников — «в окружении определенных людей, определенной живописи и определенных книг». Его отчимом был художник-нонкомформист Игорь Вулох. В доме часто гостил потенциальный нобелевский лауреат, поэт-авангардист Геннадий Айги. Сам Егор, хоть и учился в Краснопресненской художественной школе, живописи предпочел маркетинг. Что, однако, только помогает ему быть успешным продюсером в области современного искусства.

Начало арт-проектам было положено в 2008 году, когда Егор решил сделать Игорю Вулоху подарок на 70-летие — персональную выставку в галерее ART4. Позднее, в 2013-м, в Музее современного искусства уже была открыта большая экспозиция художника, причем с лучшим, по мнению The Art Newspaper, каталогом года. А затем стараниями Егора Альтмана в Россию были возвращены 43 работы Игоря Вулоха, вывезенные еще в 1992 году. Они были выставлены в фонде «Екатерина». Наконец вместе с супругой Кристиной Егор решился на новый проект — и в Москве появилась «галерея первых имен», Аltmans Gallery, с офортами Пикассо, графикой Шагала, литографиями Дали, Матисса, Уорхола.

Сегодня Альтман предлагает посетителям некий гибрид салона и галереи, а кроме того, дважды в год устраивает персональные выставки. Встретившись в уютном зале в «Новинском», мы разговорились не только о Шагале и Норштейне, но и… о знаках и наградах Белой армии. Оказалось, что Егор Альтман — один из крупнейших знатоков этой темы.

Как возникло ваше увлечение коллекционированием? Наверняка не случайно?

Я вообще не верю в случайности. Я вырос среди художников. А так как художников всегда окружают коллекционеры, я знал многих из них. И в результате сам начал коллекционировать. Сначала, когда был маленький, монеты. У нас соседом по лестничной клетке был один из крупнейших коллекционеров финифти в стране. И он, что называется, за руку отвел меня в клуб нумизматов. Так у меня появилась первая коллекция — правда, потом я ее продал и купил магнитофон. Но через какое-то время возникла новая тема. Мне стало очень интересно, почему, условно говоря, неграмотные красноармейцы разбили грамотную Белую армию. Тем более что дома было огромное количество даже не самиздата, а буквально запрещенной белогвардейской литературы издательства «ИМКА-пресс». А потом я случайно наткнулся на книжку о знаках Гражданской войны, выпущенную еще в перестройку.

О каких знаках идет речь?

Это в основном металлические знаки, которые обозначали принадлежность к тому или иному полку. При Николае II появилась традиция выпускать по случаю юбилеев полков соответствующие знаки. Они были двух типов — офицерские и солдатские. Количество выпущенных знаков полков Российской императорской армии было огромно. И каждый знак по сути являлся настоящим произведением искусства. Некоторые офицерские полковые знаки, к примеру, были сделаны из цветных металлов, с камнями. Их разрабатывали лучшие ювелирные дома. Интересно, что эта традиция отчасти продолжилась и в советское время, в 1920-е годы, — в значках. Так вот знаки и награды императорской армии можно было найти — в том же Музее Вооруженных сил лежит подборка наград Буденного, который был полным кавалером солдатского Георгиевского креста. А вот за хранение всего, что касалось белых, например ордена атамана Булак-Балаховича «Крест храбрых» или знака Ледяного похода, грозила статья.

Это подстегнуло ваш интерес?

Послушайте, я родился в определенном смысле в антисоветской культуре. Отчим официально работал на комбинате при Союзе художников, как и мама. Но он делал две картины в год, а остальное время занимался чем хотел. Все это покупалось иностранцами — к нам ходил весь дипкорпус. Понятно, что среди этих посетителей были люди, которые что-то куда-то писали. Помню, маму вызывали в КГБ… Я просто не смог бы собирать знаки Красной Армии.

И начали собирать знаки Белой гвардии?

Я посчитал нужным сначала разобраться. И обнаружил много интересного. Оказывается, ровно 50 процентов офицеров царской армии, военспецов, воевало на стороне белых, и ровно 50 процентов — на стороне красных. Красный командарм, бывший полковник императорской армии Сергей Каменев говорил: «Сейчас мы посмотрим, кто сильнее — мои мужики или казаки Антона». Он имел в виду Антона Деникина — они оба были выпускниками Академии Генерального штаба. Красная Армия на самом деле была собрана по образу и подобию Русской императорской армии. Некоторые переходили на сторону белых, потом возвращались. Были и обратные случаи.

Вы так глубоко все это изучали?

Я думаю, у меня одна из самых больших библиотек в России по этой теме. А коллекция знаков, наверное, одна из самых больших в мире. Причем не только по Гражданской войне, но и по русской эмиграции.

Какие же вещи стали первыми?

Все тот же мой сосед, который увлекался финифтью, отвел меня в Измайлово, где мне тут же продали две вещи: Георгиевский крест, который оказался подделкой, и книжку по Белой армии. А я как раз в это время собирался в Париж и думал, куда же, собственно, направиться. Решил идти напрямик — в «ИМКА-пресс». И уже хозяин издательства посоветовал мне магазин «Санкт-Петербург». Магазин выглядел буквально как музей. Там было все: Добужинский, Бенуа, Коровин, садиковские самовары. Владелец, Иосиф Миронович Лемперт — ему было тогда лет 80, — достал мне первые два знака и говорит: «Вот это классные вещи. Никто не покупает. Возьми». Оба знака, видимо, принадлежали одному человеку: медаль за бои в Курляндии и крест Булак-Балаховича. То есть с первого раза я попал прямо в нужное место.

Какой это был год?

2002-й. А с 2004 года у нас началось стремительное обогащение, которое привело к тому, что на рынок коллекционирования вышло очень много игроков. И появилось очень большое количество подделок. Этому способствовало и то, что предметы, выпущенные в Гражданскую, не были серийными — где и кем они были сделаны, зачастую понять невозможно. Кроме того, появились люди, которые стали подделывать никогда не существовавшие ордена и знаки.

«В Белой армии существовало огромное количество разных проектов эскизов, которые так и не были воплощены. А сейчас, пожалуйста, такие знаки можно купить»
Егор Альтман
Создатель радиостанции Business FM и глава рекламного агентства AltCommunicationGroup

Как это возможно?

Одно дело, когда выпущен приказ о выпуске знака. А другое — реальный выпуск. В Белой армии существовало огромное количество разных проектов эскизов, которые так и не были воплощены. А сейчас, пожалуйста, такие знаки можно купить. Значит, это фейк. Например, орден «Освобождение Сибири» был сделан всего одним комплектом, его не пустили в серию. Потом он хранился в музее, а затем в 30-х годах его просто уничтожили. При этом такой орден продается. Конечно, в войну огромное количество вещей погибло. Но с орденами проще, чем со знаками, потому что по ним материала больше. Когда белые ушли за кордон, они продолжали выпускать знаки. Там были и «разведчики», и скауты, и «соколы» — и их значки тоже есть у меня в коллекции, но все это не носит того масштабного характера, как до войны. В Париже ведь даже существовала Академия Генштаба, которой руководил генерал-лейтенант Головин. И она продолжала выпускать офицеров. Днем они водили такси, а вечером шли учиться. У меня в коллекции есть значок выпускников этой академии.

И зачем их готовили?

Непонятно. Сначала была идея, что в России все-таки произойдет реванш. А потом появилась другая идея, что надо договариваться с Советами.

А с «последними могиканами» вы общались?

Они умерли, все эти люди. В Париже есть музей казаков, куда попасть практически невозможно. У какого-то деда есть ключи, но он не всем открывает. Последний архив общества «Родина», если я не путаю, передали в Музей Вооруженных сил; белогвардейская коллекция в основном там. Вообще все это дико интересно, потому что на самом деле это такой кусочек России, российской истории, которой мы практически не знаем.

Читайте также