Время как искусство

Мир современного искусства стал источником вдохновения для мастеров Hublot

Современное искусство настолько вдохновляет швейцарский часовой бренд Hublot, что вот уже несколько лет внутри него существует проект Hublot Loves Art.

Все началось два с половиной года назад с отца-основателя художественного течения поп-арт Энди Уорхола — именно яркая палитра его абстрактных работ 1970-х была позаимствована дизайнерским отделом бренда Hublot для создания в 2014 году часовой коллекции Big Bang Pop Art.

Корпуса из стали и матовой керамики, 48 цветных драгоценных камней огранки «багет» по безелю, ремешки из каучука или кожи аллигатора — все элементы новых часов были «выкрашены» в яркие, контрастные цвета и производили тот же взрывной эффект на смотрящего, что и полотна Уорхола.

Произвел впечатление этот демонстрирующий время «поп-арт» и на американского художника Тьерри Гетту, творящего под псевдонимом Mr. Brainwash, а произошло это не просто так. Креативная команда Hublot как раз думала над проектом к предстоящему открытию своего бутика в Bal Harbor в Майами и искала идею, созвучную концепции Big Bang Pop Art. Попросту — современного художника, который мог бы создать еще один оригинальный, уже авторский арт-объект на запястье. Им стал 50-летний Гетта, стилистика работ которого состоит в переосмыслении культовых произведений великих творцов, от живописи Леонардо да Винчи до композиций того же Уорхола или знаковых исторических фотографий в духе street-art,

с которого он когда-то и начинал. Mr. Brainwash просто берет известное на весь мир изображение и видоизменяет оригиналы с помощью коллажей, графики, абстрактных брызг красок. В октябре 2014-го Гетта посетил мануфактуру Hublot в Ньоне, под Женевой, а уже в декабре во время проведения Miami Art Basel бренд и художник представили совместный проект. Корпус и каучуковый ремешок выпущенных ограниченной серией часов Hublot Big Bang Unico 45, были покрыты брызгами яркого акрила в духе Джексона Поллока, лидера американского абстрактного экспрессионизма 40-х и 50-х годов.

«Мы специально искали художника, работающего в стиле street-art, — объяснил тогда Жан-Клод Бивер, член совета директоров Hublot, возродивший часовой бренд в 2004 году. — Они молоды духом, дерзки и обладают взрывной энергией, что всегда было важными характеристиками философии нашего бренда. И мы непременно создадим внутри Hublot cвой собственный, связанный с часовым мастерством мир искусства».

Кстати, к той премьере Hublot Big Bang Unico Mr. Brainwash Гетта создал свое собственное особенное произведение искусства — портрет «Моны Лизы» да Винчи с часами Big Bang на запястье, позирующей на фоне деталей циферблатов Hublot и покрытой яркими брызгами краски. Там же в Майами был официально провозглашен лозунг Hublot Loves Art, и в рамках этого проекта начались активные творческие поиски.

Вторым художником, с которыми Hublot задумал создать художественные часы, стал Ромео Бритто, 53-летний бразилец, работающий в жанре нео-поп-арта. Элементы кубизма, поп-арта и граффити в своих работах он составляет в «резкие» узоры и окрашивает в яркие цвета. Как объясняет сам художник, таким образом он создает «визуальный язык надежды и счастья, отражая оптимистическую веру в окружающий мир». Строго говоря, Hublot и Бритто уже сотрудничали ранее — в 2013-м художник расписал шкатулку в виде яркого футбольного мяча для хронографа Big Bang Unico Bi-Retrograde Chronograph, созданного Hublot к чемпионату мира по футболу в Бразилии в 2014 году. Но всего лишь шкатулку, а не сами часы.

И вот в 2015 году соавторы представили Classic Fusion Enamel Britto, часы, в которых композиция Бритто с элементами кубизма и графитти была воплощена на циферблате в сложной технике сочетания перегородчатой эмали cloisonne и горячей эмали champlevé. Двенадцать красок были положены на белое золото циферблата внутрь специальных перегородок и обжигались слой за слоем при температуре 800 градусов несколько дней. Эту сложнейшую работу по заказу Hublot исполнила Ванесса Лечи, известный в Швейцарии независимый мастер-эмальер.

В том же году Бритто с помощью Лечи создал еще одну, единственную в своем роде модель Classic Fusion Only Watch Britto с иным, более ярким дизайном циферблата в той же технике специально для шестого благотворительного часового аукциона Only Watch 2015. Кстати, на самом аукционе в Монако часы ушли с молотка с написанной к событию живописной работой за 135 000 швейцарских франков.

Уже к следующей выставке Miami Art Basel 2015 года Hublot подготовил проект еще с одним художником франко-венесуэльцем Карлосом Крусом-Диасом. Этот почтенный 93-летний мастер смешанного жанра оп-арта и кинетического искусства на протяжении всей своей карьеры использовал эффект так называемого последовательного образа, то есть иллюзорного возникновения цвета, дополнительного к реальному. И достигал впечатление плавающих перед картинной плоскостью «нереальных» цветов, параллельно располагая на ее поверхности узкие полосы окрашенного металла или пластика. На циферблатах трех вариаций часов Hublot Limited Edition Watches For Artist Carlos Cruz-Diez воспроизведен подобный эффект, переданный еще в серии «Хромоинтерференции» 1964 года. Интересно, что представляли часы среди экспозиции работ Круса-Диаса и эффект «развоплощенного» расфокусированного образа, который усиливается при движении зрителя вдоль картины, могли почувствовать на себе все гости события.

Об очередной коллаборации со значимым художником было объявлено в начале 2016 года — на представленных в Royal City Art Museum в Пекине циферблатах Hublot Classic Fusion Monkey Artistic Watch расплывались в утрированной широкой улыбке персонажи с картин 54-летнего Юэ Миньцзюна, самого популярного и дорогого художника из Китая. Именно этот «застывший смех» человека с неизменно розовой кожей и закрытыми глазами прославил Миньцзюна на весь арт-мир.

Канонический образ в духе циничного реализма отображал в живописи, скульптуре и инсталляциях Миньцзюна определенные процессы в современном обществе и взаимоотношения между его индивидами. На циферблатах Hublot этот персонаж получил черты еще и «Царя обезьян», героя известного классического романа «Путешествие на Запад», опубликованного в 1590-е годы. Каждый такой ярко-розовый лик с желтыми и зелеными деталями одежды на фоне голубого циферблата выписан на часах вручную мастером-миниатюристом по эскизу Миньцзюна и при его полном контроле художественного процесса.

«В Hublot всегда верили в искусство "фьюжн", гармоничного смешения материалов, стилей и жанров при создании часов. Так и в моем творчестве на одном холсте встречаются сразу несколько миров, — рассуждает Юэ Миньцзюн. — Мне хочется верить, что каждый такой совместный проект открывает дорогу чему-то и кому-то новому не только в арт-сообществе Китая, но и в мировом современном искусстве».

Читайте также