Без шума и пыли

Компания Dyson разрабатывает технологии в шести направлениях

«На работе как дома» — почему именно так принято говорить в Центре научных исследований и разработок Джеймса Дайсона, который прославился изобретением пылесоса без мешка для сбора пыли.

«Я с самого начала не хотел, чтобы сотрудники приходили на работу в костюмах, потому что мы делаем вещи для дома, а значит, работая над ними, инженер должен чувствовать себя как дома, — объясняет Джеймс Дайсон, который в 2003-м перевез производство из британского Малмсбери в Малайзию, а в здании бывшей фабрики открыл Центр научных исследований и разработок. — Мы тут носим домашнюю одежду. И еще: дома люди любят есть и сидеть на диване, поэтому у нас много кафе и диванов, молодежь не хочет работать в одиночестве за офисными столами, они хотят делиться идеями и проводить собрания, попивая кофе на диване». В итоге стены внутри центра белые, стулья ярко-розовые, печь для пиццы — синяя.

В настоящее время компания Dyson разрабатывает технологии в шести направлениях: полноразмерные пылесосы, беспроводные пылесосы, устройства климатического контроля, сушилки для рук Dyson Airblade, светодиодные светильники и фены для волос Dyson Supersonic. Примечательно, что только для создания фена Dyson Supersonic, который появился на российском рынке 15 сентября 2016 года, было инвестировано около $60 млн, создано 600 прототипов и выделена лаборатория по изучению волос, которых в тестах использовано более 1625 км.

Но самый большой прорыв — двигатель с цифровым управлением Dyson V9 в фене, который совершает 110 000 оборотов в минуту. «Такого больше нет в мире, — гордо говорит сэр Джеймс Дайсон. — А как добиться того, чтобы фен не перегревал волосы? В нашем фене присутствует термистор, который 20 раз в секунду измеряет температуру исходящего воздуха, а микропроцессор получает эти данные и контролирует двигатель в зависимости от них. Это уникальная технология, которая может решить проблему перегрева волос и, как следствие, секущихся концов».

Почти все время Дайсон проводит тут же, в центре. Но не в кабинете, а с инженерами. Ходит по лабораториям, заглядывает в кафе и мастерские, где строятся прототипы. Ноу-хау центра — никаких техников. Любые идеи инженеры тестируют сами, создавая прототипы прямо на месте. «У нас 3500 инженеров, средний возраст которых 26 лет, — говорит Дайсон. — Они постоянно что-то придумывают, а я все время хожу где-то рядом, поэтому сразу могу сказать, стоит над идеей работать или нет. За день я тут километры наматываю!»

Всего в развитие новых технологий компания Dyson вложила более $1,8 млрд. Это касается как самого центра в Малмсбери, архитектурой напоминающего университетский кампус, так и работы с университетами, такими как Кембридж, Манчестерский университет, Оксфорд, Университет штата Мичиган, Массачусетский технологический институт. Всего Dyson сотрудничает с 30 университетами, студенты которых в рамках проектов компании изучают динамику жидкостей, робототехнику, визуальную одометрию, электродвижущую силу. В робототехническую лабораторию, созданную совместно с Имперским колледжем Лондона, компания вложила $6 млн. Цель — в ближайшие четыре года запустить 100 новых продуктов по всему миру.

«Мы активно работаем над новой технологией аккумуляторов, — делится Дайсон. — Все хотят, чтобы заряд держался дольше, чтобы аккумуляторы были более безопасными, дольше работали и производство не имело экологических последствий, которые есть сейчас. Кажется, мы близки к решению».

Рядом со зданием центра — своеобразный музей: двигатель от самолета Concorde, вертолет Bell 1947 года, один из быстроходных плоскодонных грузовых кораблей, над которыми Джеймс работал 45 лет назад, самолет с вертикальным взлетом Harrier, «Лайтнинг» от English Electric времен холодной войны. «О, это один из самых быстрых британских самолетов и первый, который может заправляться в воздухе! — говорит Джеймс. — Я собираю все эти инженерные чудеса, чтобы напоминать себе, что мы должны придумывать крупномасштабные инновации! Но моя первостепенная цель — революционизировать домашние продукты, на которые, кстати, мало кто обращает внимание».

Любовь к бытовой технике началась у Джеймса, когда он понял, что не может создать идеальную модель чего-то, чем не пользуется сам. «Моя карьера началась с быстроходных плоскодонных грузовых кораблей для военных целей, но, делая их, я понял, что если я как инженер буду делать что-то, что не использую сам, то не смогу в своих решениях рисковать и быть смелым. Я как-то пробовал создать электрическую инвалидную коляску, но у меня ничего не вышло, потому что, сколько бы вопросов я ни задавал тем, кто ими пользуется, всей сути я все равно не понял».

Помимо фена, в мае 2016 Dyson запустил в продажу пылесос Dyson Cinetic Big Ball. Для его создания было произведено более 1000 прототипов, а на тесты ушло почти 2 т мелкого мусора. В итоге скорость воздуха, попадающего в основной циклон этой модели, достигает 160 км/ч. Затем в миниатюрных циклонах он ускоряется до 290 км/ч, генерируя мощную центробежную силу, что способствует эффективному отделению микроскопических частиц пыли от воздушного потока. Для эффективной очистки контейнера без понижения мощности всасывания использован химически перфорированный сетчатый экран из нержавеющей стали между основным циклоном и массивом маленьких. Размеры отверстий экрана — 0,25 × 0,25 мм.

«Стало ясно, что они просто не хотят меняться и для меня это — коммерческая возможность. Разочарование, которое длилось семь лет, — причина моего успеха»
Джеймс Дайсон
Изобретатель пылесоса без мешка для сбора пыли

«Многие люди, которые занимаются технологиями, не обращают внимание на такие простые вещи, как фен для волос или пылесос, и на то, как развитие технологий может трансформировать повседневные объекты, — говорит Джеймс. — Но мне кажется, что в каком-то смысле улучшить повседневную вещь сложнее, чем создать новый мобильный телефон или новый компьютер. Мне всегда нравилось брать скучные объекты и с помощью технологий делать их интересными. Конечно, создавать очки для виртуальной реальности занимательно, но мы не знаем, захотят ли люди их покупать, будут ли ими пользоваться. При этом мы знаем, что люди покупают фены и пылесосы, так что, если мы сделаем лучший фен или пылесос — покупатели будут. С другой стороны, мы никогда не знаем, оценит ли покупатель всю ту работу, которую мы проводим. Запуская производство, мы вкладываем более $123 млн и не знаем, продадим один фен или миллион. Поэтому, выпуская на рынок что-то качественно новое или даже лучшее, мы все равно рискуем. Покупатели могут вообще не представлять, что за сложные технологии мы используем в своих продуктах. Но нас это не огорчает. Побочный эффект от развития технологий, над которыми мы работаем, — более эффективное использование ресурсов. Наша техника тратит меньше энергии, на нее уходит меньше сырья, мы изобрели тонкий и прочный пластик».

Так, в сушилке для рук Dyson Airblade не используется теплый воздух, не говоря уже о бумаге. Многие общественные заведения Великобритании, желая сэкономить электроэнергию, ставят именно эти сушилки. А в робот-пылесос Dyson 360 Eye встроена камера, которая снимает все 360 градусов помещения и составляет карту, где еще нужно пылесосить, так что никакой траты батареи впустую. «Фены, кстати, тоже продаются очень хорошо», — отмечает Джеймс.

Мистер Дайсон известен не только как изобретатель пылесосов, но и как настойчивый человек. История его компании — воплощение американской мечты: создать бизнес с нуля и в итоге продавать продукт в более чем 75 странах мира.

«Когда крупные компании, куда я обращался с прототипом пылесоса с циклонной технологией, отвергли меня в первый раз, это было большим разочарованием, — вспоминает Джеймс. — Второй раз — просто разочарованием, третий — небольшим разочарованием, а в четвертый раз я понял, что никто из них не объяснил, в чем именно проблема. Тогда стало ясно, что они просто не хотят меняться и для меня это — коммерческая возможность. Разочарование, которое длилось семь лет, — причина моего успеха. Именно оно показало мне, что именно я хочу делать, а что нет. Я недавно смотрел фильм "Джой" Дэвида О. Рассела с Дженнифер Лоуренс. Это история о Джо Мангано, которая изобрела самоотжимающуюся чудо-швабру (Miracle Mop), разочаровавшись в обычных. Когда я смотрел на ее муки с патентами, я очень ей сочувствовал, потому что сам 12 лет с этим провозился. Единственное — Джо гораздо быстрее, чем я, поняла, что если есть идея, то производить надо самому».

Читайте также