Напечатайте мне это

Какая связь между платьями Диты фон Тиз и индустриальной революцией

Какая связь между платьями Диты фон Тиз и индустриальной революцией? И то и другое является предметом исследовательских проектов Studio Bitonti — нью-йоркской студии 3D-печати, где работают над пересмотром принципов современного промышленного дизайна.

Самый большой вопрос сегодня — какие принципы дизайна надо применять, чтобы сделать любую вещь печатаемой, — говорит основатель студии Фрэнсис Битонти, получивший известность после коллаборации с Дитой фон Тиз, для которой он совместно с дизайнером Майклом Шмидтом в марте 2013 года напечатал нейлоновое платье. — В отличие от обычного производства, где дизайн деталей продукта и их производство — это отдельные процессы, в 3D-печати движение идет от сырого материала сразу к продукту. А это другой способ мыслить, потому что механические свойства материала становятся вариативными и зависят от дизайна. Для того чтобы делать дизайн таких вещей, нужно научиться смотреть на вещи более органично».

В целом, по словам Битонти, печатать можно из всего, что возможно смолоть в пудру и расплавить. «Главное качество 3D-печати — добавочность. Каждый заданный отрезок времени ты добавляешь частицу к частице. То есть все, что можно поделить на частицы и соединить, из всего этого можно печатать, — объясняет он. — Важно понимать, что все материалы, из которых мы печатаем, гранулярны, поэтому геометрия тоже имеет большое значение — можно поработать с микроструктурой веществ, чтобы сделать их, например, легче. Таким образом мы можем контролировать свойства веществ. 3D-печать стоит на стыке информационных технологий и науки о материалах». Так, в дизайне платья актрисы Диты фон Тиз использована последовательность чисел Фибоначчи, с помощью которой в изделии создано 3000 подвижных соединений.

Ясно, что такое платье — пиар-акция, но для Studio Bitonti — еще и исследовательский проект: студия работает как лаборатория, в которой изучаются инновационные методологии дизайна, новые материалы и процессы изготовления продуктов. Сам Битонти при этом — выпускник архитектурных факультетов Long Island University и Pratt Institute. Сегодня в числе его коллабораций сотрудничество с Adobe Systems и производителями 3D-принтеров MakerBot и Stratasys.

«Мы делаем украшения, мебель и столовые приборы, но это далеко не основная часть нашей работы, — говорит Фрэнсис. — Мы пытаемся поменять ожидания людей о том, как вещи сделаны, наша цель — изменить производственный процесс. Ведь 3D-печать меняет логику производства, ставит под вопрос целесообразность существования завода. С появлением технологии 3D-печати мы двинулись в сторону создания большой сети маленьких машин для печати. Производство становится локальным и следует за спросом. Это полная, завершившаяся форма индустриальной революции, производство для эры информационных технологий».

Идея подобного производства состоит в том, чтобы не покупать саму вещь, а заходить на сайт, покупать код для ее печати и вносить индивидуальные изменения. Искусственный интеллект, с помощью которого уже работают многие сервисы, быстро находит ближайший принтер с нужными характеристиками, и вещь отправляется в печать.

«На домашних 3D-принтерах можно будет печатать вещи для домашнего обихода, сделанные из одного вида материала. Более сложные вещи будут печататься по заказу»
Фрэнсис Битонти
Основатель Studio Bitonti

Сам Битонти в 2014 году выпустил облачную коллекцию The Cloud Collection из четырех продуктов: тарелка, блюдо, чаша, ваза. Коллекция представляет собой четыре кода, которые можно купить в интернете за $1, скачать, внести изменения в дизайн и отправить в печать в облачную же мануфактуру — сеть из 75 принтеров по всему миру. В 2015-м он выпустил стол Fiber Table, который стал первым полностью металлическим изделием, напечатанным на 3D-принтере. А в сентябре того же года вышла коллекция туфель Mutatio от Studio Bitonti и United Nude.

«Сейчас мы еще экспериментируем с разными материалами и моделями принтеров. Мне кажется, что на домашних 3D-принтерах можно будет печатать вещи для домашнего обихода, сделанные из одного вида материала. Более сложные вещи будут печататься по заказу. Больше всего от этих изменений выиграют те, кто сумеет соединить разные 3D-принтеры в умные сети и организовать масштабное производство».

Однако в 2015 году Фрэнсис начал наблюдать в индустрии признаки стагнации. Во-первых, потому что производители 3D-принтеров и большинство пользователей воспринимают их как аналог копировальной машины. Во-вторых, цены на материалы, из которых возможна 3D-печать, остаются высокими. Но главная проблема — авторские патенты. «Из-за авторских прав индустрии буквально нечем дышать», — объясняет он.

Поэтому Битонти решил сосредоточиться на работе с брендами из списка Fortune 500, которые экспериментируют с дизайном своих продуктов, чтобы они подходили для печати на 3D-принтере. А еще открыл академию, где проходят 10-дневные мастер-классы New Skins Workshops, посвященные 3D-печати и моде. «Мы хотим вырастить мастеров, способных создать продукты нового поколения. Попробуйте, например, понять, как напечатать кроссовки!»

Читайте также