Серийный эксклюзив

Дизайнер Патрисия Уркиола — о своих нетипичных проектах

Xотя Патрисия Уркиола принадлежит к числу самых прославленных архитекторов и дизайнеров мира, она сумела сохранить ту солнечную, сияющую манеру говорить, которая выдает ее средиземноморские корни. Каталонка по происхождению, живущая в Милане, она получила множество престижных мировых наград. В ее обширном послужном списке — легендарные предметы мебели, созданные для таких производителей, как Kartell, B&B Italia, Molteni & C и Louis Vuitton, и архитектурные проекты по всему миру — от шоу-румов люксовых брендов до гостиниц. Флорентийский магазин компании Officine Panerai и Mandarin Oriental Hotel в Барселоне — вот лишь два примера ее неистощимого воображения. Уркиола работает также над оформлением пространств для проведения масштабных выставок и мероприятий. Кроме того, у нее большая премьера на предстоящем в апреле Миланском мебельном салоне (не зря его еще называют Миланской неделей дизайна!).

На Миланской неделе дизайна вы собираетесь показать новую коллекцию мебели, созданную для компании Spazio Pontaccio в соавторстве с Федерико Пепе. Вы отвечали за форму, он — за рисунок. Расскажите подробнее об этом проекте.

Когда я работаю над серийной продукцией, мне нужно создать предмет, рассчитанный на выпуск большими партиями в течение многих лет. В этом случае необходимо разработать механизм по производству продукции в той же степени, в какой и сам продукт, и в процессе работы приходится взаимодействовать с большим числом людей. Но мне нравится также работать вместе с ремесленниками над вещами, которые выходят небольшими сериями: тут возникает более тесный контакт. Можно больше экспериментировать в рамках заданной технологии. Оба этих направления одинаково важны и дополняют друг друга. Сотрудничество со Spazio Pontaccio началось именно с этой идеи. Как использовать давно забытую технологию? Как переориентировать специалистов, работающих на нишевом рынке декоративных витражей, главным образом для церкви? Как дать этому искусству новый, современный язык?

Вы подходите с новыми мерками к идеям Движения искусств и ремесел. В коллекциях для марки Budri, особенно Papiro, вы сумели пере­осмыслить старинные производственные традиции в инновационном, изящном и графичном проекте. Трудно ли соединять ваши замыслы с нормами и ограничениями ремесленных технологий?

Ну, это пример использования самого передового оборудования в сочетании с многолетними опытом и знаниями как в области материала, так и в способах работы с ним. Но в конечном итоге залог успеха — в отношениях между дизайнером, который старается найти какие-то интересные современные решения, не задумываясь о возможностях их реализации, и производителем, который пытается понять его идеи и дать новые ответы на новые вопросы. Это должен быть процесс, в ходе которого идет поиск способов удовлетворить новую потребность. На прочной основе.

В последние годы заметно сильное стремление вернуться к традициям ручного производства, и индустрия дизайна в этом смысле не исключение. Что вы об этом думаете?

У большинства из нас широкий выбор вариантов и возможностей. Каждый испытывает потребность искать индивидуальные решения. Которые в определенной степени отражают нашу сущность. Эта потребность не связана с формальной ценностью предмета, скорее, с той неосязаемой ценностью, какую он имеет для нас. Мне кажется, должно существовать как можно больше вариантов. Успех таких поисков зависит от способности понимать время, общество и его противоречия. Умениям найти связующее звено между одним человеком и семью миллиардами людей.

Много лет назад вы сделали коллекцию A mano для Sogo Seibu, объединившую японские и итальянские традиции керамики. Ручная работа входит в сферу ваших интересов?

Мои изыскания связаны с выпуском серийных объектов. Вопрос лишь в том, насколько велика серия. Так что я веду поиски в разных направлениях — в настоящем, прошлом и будущем. В областях, связанных с производством, с которым я сотрудничаю, и не имеющих к нему никакого отношения. Для меня не существует границ. Я обнаружила, что многие творческие поиски, не направленные на промышленное производство, были очень важны для других сфер. Как в случае с Sogo Seibu, когда задача была найти применение талантливым мастерам, которые оказались под угрозой забвения, дать им новые рынки. Попытаться обеспечить будущее технологии, которой несколько сот лет.

В мире сейчас господствуют взаимоисключающие тенденции: с одной стороны, возврат к идеологии Движения искусств и ремесел, с другой — ураганное развитие инновационных технологий, таких как 3D-принтер. Смогут ли ручное и высокотехнологичное производства сосуществовать в одном продукте или эти два направления будут развиваться параллельно, на разных рынках?

Тонкость восприятия — одно из ценнейших качеств. Ему нельзя научить — его можно только воспитать. Если у вас его нет, то привить его невозможно. В случае же его наличия человек обладает разнообразными и постоянно растущими способностями. Ведущей является способность понимать и оценивать общество — глобальное, сложное, многоликое, развивающееся общество. Объяснять его. Переосмысливать. И давать ему действенные ответы. Можете предложить сыграть на пианино тысяче людей. Кто-то сделает это инстинктивно, кто-то — потому что умеет играть, но каждый извлечет разные звуки.

Читайте также