Ювелирный сад: вечноцветущие украшения

Розы, орхидеи, тюльпаны, маргаритки – цветы в подарок женщине могут быть и из драгоценных материалов

Украшения в виде нежных бутонов, распустившихся цветов, пышных соцветий и миниатюрных букетиков в истории ювелирного искусства – сюжет далеко не самый древний, но определенно самый разнообразный. Вариаций и мотивов цветов в драгоценных материалах за последние два века было создано столь же много, как и их разновидностей в мире настоящей флоры: хватило бы на целую энциклопедию, а то и не одну. Только из ювелирных образцов последнего десятилетия можно было бы составить увесистый справочник по видам цветов, стилям их подачи и декоративным техникам, в которых те были исполнены. А уж если начать отсчет с середины XIX века, когда в ювелирную моду вошел стиль натурализм и в ней стали «всходить» первые украшения – цветы, а затем объять стиль ар-нуво, который расширил диапазон этой самой флоры до всех мыслимых пределов, то выйдет целое собрание ювелирно-садоводческих сочинений.

«Еще в 1850-х годах украшения в стиле натурализм – композиции из округлых цветов и заостренных листьев ювелира Оскара Массина – достигли своей ботанической точности и стали образцом для подражания для ювелиров по всей Европе. Сейчас имя Массина уже мало кто помнит, но его влияние ощущается до сих пор», – считает ювелирный эксперт Sotheby’s Даниела Машетти. «Даже приход ар-нуво не был бы возможен без увлечения Массина ботаникой и его натуралистических украшений. Впрочем, ар-нуво не стремилось к точности воспроизведения природы, а скорее переосмысливало ее... В современном ювелирном мире мы наблюдаем обе эти тенденции».

Художественные стремления ювелиров, которые берутся воспроизвести драгоценную ромашку, гвоздику или розу, «словно настоящую», просты по сути и сложны по исполнению – максимально точно и безупречно повторить творение природы. И при этом создать красоту вечную, а не мимолетную. Совершенный цветок, который станет радовать женский глаз годами, никогда не увядая. И этому творческому порыву мы обязаны возникновению особых огранок лепестков и соцветий из драгоценных камней у Cartier, Bulgari и Pasquale Bruni; жанру объемной миниатюрной скульптуры Alessio Boschi и Dior; безупречной витражной эмали у Tiffany & Co. и оригинального клуазоне у Yewn, не с эмалью, а с бриллиантовым паве; поразительной гибкости стеблей и лепестков титана у Wallace Chan и Margherita Burgener; замысловатому кружевному плетению соцветий у Chaumet и Damiani. Иными словами, обязаны совершенству тех ювелирных приемов, владение которыми и помогает ювелирам соперничать с красотой цветов, букетов и целых садов. И, пожалуй, эта драгоценная флора не выйдет из ювелирной моды, пока женщины не перестанут любить настоящие цветы, а значит – никогда.

Читайте также