Ноты в голове, или как придумывают новые ароматы

Интервью с парфюмером Жаком Кавалье Бельтрудом, автором дебютной коллекции духов Louis Vuitton

Жак Кавалье Бельтруд, создатель первой в истории французского Дома Louis Vuitton коллекции, состоящей из семи ароматов Les Parfums Louis Vuitton, – один из самых значимых парфюмеров современности. Именно Бельтруд придумал около сотни ароматов для таких компаний, как Dior, Givenchy, Issey Miyake, Lancôme. Среди его самых известных творений – Giorgio Armani Acqua di Gio, Issey Miyake L’Eau d’Issey, а также Carolina Herrera Chic, Christian Dior Midnight Poison, Lancôme Magnifique, Nina Ricci Nina, Calvin Klein Man.

На этот раз Жак приехал в Москву, чтобы лично представить российской публике свой дебют в Louis Vuitton и побывать на открытии парфюмерного поп-ап-корнера в ЦУМе (после закрытия корнера в конце марта ароматы Louis Vuitton будут представлены только в официальных бутиках французского Дома). Оказалось, что Жак в российской столице уже не в первый раз.

Если не секрет, что вы делали в Москве в прошлый визит?

Это было так давно, кажется, в 2004 году. Я приезжал по приглашению фабрики «Новая заря» сочинять для них аромат, посвященный московскому правительству, – «Мэр энерджи». «Новая заря» в середине нулевых стала привлекать к созданию ароматов многих французских парфюмеров, и я был один из них. Работать было весело, с тех пор я полюбил Москву и русских.

Что вы вкладываете в понятие «хорошие духи»?

Мне проще сказать, что такое плохой аромат. Он слишком душный – слишком «властный» или же наоборот, он «подлиза» – хочет всем понравиться, всем угодить. Хороший парфюмер никогда не пытается ублажить всех, иначе получаются дешевые ароматы-копии. Достойный аромат – это твоя персональная история, это приглашение к разговору по душам. В композициях для Louis Vuitton звучат мои личные воспоминания о саде в Грассе, где я вырос, о путешествиях, о счастливых и грустных днях... Признаю, мои ароматы странные, и полюбят их не все, но в этом и тайна успеха.

Louis Vuitton возложил на вас такую ответственность – заполнить пробел в парфюмерной истории Дома. Не тяжело ли было работать под таким грузом?

Да, нам ничего не известно о том, чем пахли Je, tu, il или Heures d’Absence, созданные под брендом Louis Vuitton в начале XX века. Поэтому мне была дана полная свобода: никаких технических заданий, никаких рекомендаций и пожеланий. Но конечно, я не только путешествовал по миру в поисках редких сортов розы, но и сидел в архивах, впитывал историю Дома. «Слушал» кожу... И вымачивал ее в спирте до тех пор, пока не понял, как должна «звучать» кожа Louis Vuitton. На все это ушло четыре года.

Любопытно. Неужели аромат создается так долго?

На самом деле не совсем так. Сначала возникает эмоция, идея, и почти одновременно в голове вспыхивает готовая формула. По крайней мере, у меня так. А вот на оттачивание этой формулы, на поиски идеальных ингредиентов, то есть на то, чтобы превратить фантазию в готовый продукт, да, на это могут уйти годы.

Формула в голове? Неужели на первом этапе вы даже ничего не записываете?

Конечно, потом я делаю записи, но придумываю все вот здесь вот! Постоянно держу в голове порядка 5000 нот. Пока дети учили на уроках стихи или этюды в музыкальных школах, я запоминал запахи. Но надо понимать: в этом знании нет ничего удивительного. Каждый может выучить ноты, зазубрить правила. Но чтобы быть парфюмером, придется иметь идеи, уметь придумывать новое. И это гораздо сложнее, чем тысячи нот в голове. А придумывать я умею – аромат L’Eau d’Issey – это был мой первый профессиональный опыт, и скажу без ложной скромности, сразу все получилось.

Чувствовали ли вы себя особенным ребенком? Осознавали ли свой талант?

Да у меня просто не было выбора. Я рос в семье парфюмеров (и отец, и мать целыми днями занимались ароматами, говорили на особом парфюмерном языке). И эссенции были для меня лучшей игрушкой. Поэтому в восемь лет я уже знал, что буду парфюмером. Какие-то мальчики мечтали о новой машинке, а мне за хорошие оценки в школе отец разрешал помогать в создании ароматов...

Над чем вы работаете сейчас?

Придумываю первый мужской аромат для Louis Vuitton. Уверяю вас, это будет что-то необычное. Вы удивитесь!

Читайте также