Дом Bulgari помог отреставрировать мозаики Терм Каракаллы в Риме

Бренд продолжит участие в проектах по сохранению памятников Вечного города

Информация о том, что генеральный директор итальянского ювелирно-часового Дома Bulgari Жан-Кристоф Бабен и глава Управления по охране археологического и культурного наследия Рима Франческо Просперетти объявили о завершении реставрационных работ по восстановлению полихромных мозаик в западной галерее Терм Каракаллы, была обнародована в июне прошлого года. Совместный проект возник не случайно: история Bulgari неразрывно связана с историей Рима, где Дом был основан в 1884 году, а его архитектурное и художественное наследие всегда было и остается главным источником вдохновения для создания архитектонических форм ювелирных украшений и многоплановых конструкций корпусов часов Bulgari.

Еще несколько лет назад в Доме подтвердили, что бренд планирует участвовать в проектах по сохранению памятников Вечного города. Первым таким проектом стало участие Bulgari в реставрации знаменитой Испанской лестницы, неподалеку от которой, на via Condotti 10, расположен исторический бутик бренда, – тогда при финансовой поддержке Bulgari удалось восстановить мраморные ступени этого барочного сооружения, за три столетия буквально стершиеся под ногами миллионов туристов и местных жителей.

И вот теперь Дом с не меньшим энтузиазмом поддержал еще реставрацию мозаичного пола знаменитых Терм Каракаллы, которые много лет были скрыты под слоем тканей и грунта, чтобы предохранить полы от окончательного разрушения.

Уже к IV веку н. э. Термы императора Каракаллы считались одним из чудес города и с точки зрения архитектуры и декоративного оформления, и с точки зрения социальной значимости этого грандиозного сооружения для граждан Рима. Окончательно возведенные к 217 году н. э. между холмами Авентином и Целием, термы занимали огромную площадь 11 га. Помимо собственно самого банного комплекса с 64 сводчатыми помещениями в два этажа и с разветвленной системой цистерн с водой из акведука Марция, самого протяженного в Римской империи, здесь располагались стадион для занятия гимнастическими упражнениями и амфитеатр для желающих наблюдать за спортивными состязаниями, сад для отдыха в сени деревьев и своего рода интеллектуальный клуб с собственной библиотекой. Так что для граждан Рима термы, которые одновременно вмещали 1600 посетителей, были местом не только физического очищения, но еще и нравственного.

Оформление Терм Каракаллы соответствовало высокому статусу этого места, которое притягивало тысячи горожан (причем из разных социальных слоев): само здание, возведенное из блоков известняка и бетона, было облицовано мрамором, в его огромные полукруглые окна были вставлены пластины из полупрозрачного алебастра, а на стенах и полах красовались мозаики. И каждый последующий император считал своим долгом внести собственнный вклад в облик терм и украсить их новыми скульптурами, фресками и все теми же мозаиками.

Мозаиками было декорировано значительное количество помещений. В двух палестрах, или больших открытых гимнастических залах, пол украшала широко известная мозаика III–IV веков с фигурами атлетов-победителей в полный рост – она была обнаружена археологами в 1824 году и сегодня хранится в Латеранском музее. Похожие мозаики того же периода с реалистичным изображением атлетов входят в экспозицию музея Gregoriano Profano, части музейного комплекса Ватикана. Сохранившиеся фрагменты напольных черно-белых мозаик с мифологическими сюжетами находятся собственно в самих термах, музее под открытым небом, и в теплое время года выставлены на обозрение. Прочие орнаментальные мозаики, что дошли до нас, еще в прошлом веке отчаянно нуждались в реставрации и до проведения оной 40 лет назад были спрятаны археологами под тканями и слоем грунта.

Время не пощадило этот памятник в целом: бани функционировали до VI века, пока во время нашествия остготов на Рим не были разрушены все гидравлические сооружения. Дело практически закончило землетрясение 847 года, хотя система отопления терм функционировала вплоть до XIX века. В этом же столетии на волне подъема археологической науки в Европе начались раскопки развалин терм. Но некогда величественному сооружению еще дважды не повезло уже в XXI веке: в 2006 году и в августе 2009 года оно пострадало от подземных толчков землетрясений в центре Италии.

Управление по охране археологического и культурного наследия Рима обратилось к Bulgari за помощью в реставрации напольных полихромных мозаик в западном крыле терм: некогда яркий геометрический узор давно стал неоднородным, а мрамор потерял оригинальный цвет. Интересно, что в управлении даже не подозревали, насколько оказалась символична данная просьба о благотворительности для Bulgari. Дело в том, что несколько лет назад дизайнеры Дома придумали ювелирную коллекцию Diva’s Dream, стилеобразующий мотив треугольного «веера» (он же главный элемент всех украшений) был вдохновлен как раз орнаментом мозаик в Термах Каракаллы! Так что участие в проекте стало для Дома Bulgari еще и своего рода данью уважения этому памятнику культуры.

«Художественное и архитектурное наследие Рима делает его одним из богатейших городов мира, но именно максимальная концентрация исторических памятников «на каждом шагу» и не позволяет городу найти собственные ресурсы для их реставрации. Богатые частные компании давно и успешно участвуют в этом благородном деле, аналогичный процесс из средств общественных фондов занял бы долгие десятилетия, – рассуждает Жан-Кристоф Бабен, президент Bulgari. – И да, мы уже внесли свой вклад в восстановление Испанских ступеней, а, скажем, модный Дом Fendi помог в реставрации фонтана Треви. И вот Bulgari снова поддерживает часть восстановления облика важнейшего культурного памятника. Таким образом мы отдаем городу то, чем он так щедро делился с нами последние сто лет».

Реставрация двух масштабных фрагментов мозаик была осуществлена Главным управлением по охране наследия на финансовые средства, выделенные Домом Bulgari. Процесс начался в конце 2015 года и занял больше полугода: слишком уж кропотливой была работа по выравниванию и фиксации всех элементов мозаик, возвращение им оригинального цвета с помощью натуральных пигментов и их последующая консервация. Но блистательный результат настолько удовлетворил обе стороны, что Бабен практически сразу объявил: Дом Bulgari выделит средства на восстановление участков мозаичных полов и в других галереях. Так что в ближайшее время все сохранившиеся мозаичные полы Терм Каракалы вновь засияют яркими красками.

Читайте также