Зачем модельер Пол Смит ездил в Сколково

Выяснилось, что британский дизайнер и основатель бренда Paul Smith – лектор со стажем

В 2016 году компания Bosco di Ciliegi отметила 10-летие с момента открытия первого российского бутика Paul Smith в ГУМе, и сэр Пол Смит приехал в Москву, чтобы отпраздновать юбилей. Но был и еще один повод для визита: Московская школа управления «Сколково» попросила дизайнера выступить с публичной лекцией.

Это уже не первый раз, когда сэр Пол Смит читает лекцию в Москве – в прошлый раз она проходила в демонстрационном зале ГУМа. И публика была соответствующая – дизайнеры, блогеры, байеры. В «Сколково» к ним присоединились студенты творческих факультетов, владельцы собственных марок, а также те, кто пока лишь мечтает о своем деле. Перед началом выступления нам с сэром Полом удалось посидеть в кафе и поговорить об образовании в сфере моды и о миссии подобных public-talks.

Пол Смит: Для меня публичная лекция – это не доклад, это скорее непринужденная беседа с аудиторией. На самом деле я не знаю, какой именно способ донести знания здесь был бы более эффективен. Просто я такой человек. Живой. И мне кажется, что лекция тоже должна быть спонтанной, импровизированной, как разговор с другом. В одном я точно уверен: во время выступлений я дарю эмоции. Вчера на празднике в моем бутике я встретил одну милую леди, и она сказала: «В прошлый раз, когда вы приезжали, я пришла на ваш public-talk в подавленном состоянии, но когда уходила, поймала себя на том, что мне весело, что проблемы отошли на второй план». Вот такие слушатели мне и нужны!

Сегодня вы выступаете в Токио и Париже, в Италии и Америке. А когда вы впервые попробовали себя в качестве лектора?

О-о-о! Это было давно, лет 15 назад. Сами понимаете, я был тогда совсем еще молод. (Смеется.) Лекция должна была состояться в Лондоне в одном из кинотеатров. Она предназначалась для начинающих дизайнеров. Зал был полон – полторы тысячи человек. Сказать, что я боялся, – это ничего не сказать. Но все прошло отлично. Это была лекция с визуальной презентацией, как и в прошлом году в ГУМе. Очень удобный формат: когда рассказываешь о том, как из образа какого-нибудь здания или из яркой гаммы осеннего парка рождается принт для платья, конечно, нужны картинки. А сегодня я волнуюсь. Как в первый раз – картинок не будет.

Задача лекции большого дизайнера – передать знания, поделиться уникальным опытом. Вы реально готовы делиться?

Я очень занятой человек – владелец компании, дизайнер... И моя цель – сделать так, чтобы бизнес работал как часы, не требуя моего перманентного вмешательства. А для этого нужны помощники, много помощников. И зачастую это студенты, которые взамен получают важный опыт, стажируясь в моей студии в Ковент-Гардене в Лондоне. Студенты приезжают и из Франции, и из Японии. Вот, правда, из России пока не было никого… У нас всегда порядка двадцати стажеров.

В первую очередь я пытаюсь развенчать мифы. У людей, которые хотят заниматься модой, как правило, головы полностью забиты мифами и легендами! Мода – это красиво, это легко, каждый может, как круто быть дизайнером и участвовать в фэшн-шоу! Но бродя по моей студии, они знакомятся и с другими немаловажными профессиями, с которыми связана модная индустрия, видят, что мода, как и любая другая индустрия, дает массу возможностей. Есть те, кто приезжают на две недели и остаются с нами на годы. Есть те, кто потом идут своим путем. У меня был один студент, звонил недавно, спустя 10 лет после окончания стажировки. И говорит: «Я стал успешным байером, спасибо вам большое!» А ведь, как и все, мечтал быть дизайнером. А у другого стажера теперь собственное издательство, он делает журнал.

Но как вы определяете, что вот тому парню-стажеру не стоит быть сейлзом, байером или издателем, что у него талант именно к модному дизайну?

С ходу такое увидеть сложно, конечно. Но есть знаки. И главный знак для меня – это… любопытство! Истинному дизайнеру интересны детали, подробности, он должен уметь удивляться и замечать то, чего не видят другие. Ну и еще важный момент – харизма. Но здесь уж сложно чему-то научить. Она либо есть, либо нет.

А как учились вы?

У меня ужасное образование. Школу я не любил, мне было скучно. Не повезло, наверное, харизматичных учителей не попадалось. И во время учебы мне казалось, что я просто теряю время.

Я обожал велосипеды, мечтал стать велогонщиком... А потом попал в аварию и полгода провел в больнице... Познакомился со студентами художественного колледжа. И с моей Полин. И жизнь изменилась.

Полин Деньер, выпускница Королевского колледжа искусств, и стала моим главным учителем. Каждый вечер она открывала мне прекрасный мир дизайна, мы придумывали, кроили и шили... Мы вдвоем начали наш бизнес – с малюсенького магазинчика. Я горжусь тем, что мы все сделали сами, никогда не брали кредитов и не занимали денег. Полин всегда для меня была в первую очередь учителем. Мы поженились спустя много лет, в 2000 году, кстати, в тот же день, когда королева наградила меня рыцарским званием...

Также справедливости ради должен сказать, что важную роль в моем образовании сыграл отец. Он был фотографом, творческим человеком, с детства учил меня снимать на пленку, а заодно видеть красоту вещей и выстраивать композиции. Это пригодилось.

Учитывая то, что у вас получилось такое неформальное, спонтанное образование и при этом вы достигли всего, о чем только может мечтать дизайнер, вы, наверное, должны снисходительно относиться к современной образовательной индустрии...

Ну что вы, я уважаю современную систему фэшн-образования. Но… в его успехе заключается и главная проблема. Студент получает слишком много информации, слишком много знаний. Дизайнеру не нужно столько знаний. Ему нужна изобретательность. Ему нужно воображение. А современное образование настроено на то, чтобы мозги использовать по минимуму. Ведь все уже придумано до нас. Та же история и с современной модой в целом. Нет больше тайны, нет больше волшебства, нет больше предвкушения. Онлайн-технологии, а также новые технологии показов («buy now – wear now») не позволяют потребителю мечтать. Быстрота, моментальная отдача – вот то, что сейчас происходит. Ты получаешь все что хочешь, быстро и дешево.

Но есть и позитивная тенденция – это микс культур. Взять, например, мой родной Лондон. Среди студентов St Martins College of Art and Design люди со всего мира, каждый привносит частичку своей культуры, и получается богатый, вкусный коктейль. И это прекрасно. Давайте думать о прекрасном! И давайте думать только про завтрашний день. Не жить прошлым. В моде имеет значение только то, что происходит сейчас, и то, что произойдет завтра. Всем глубоко наплевать, каким крутым ты был раньше. Сегодня многих глав легендарных модных домов уже нет с нами. Но Пол Смит еще тут. Он жив. И полон идей!

...Мы завершили беседу и отправились на лекцию. Пол Смит зря волновался: иллюстраций и не требовалось, он сам был настоящей иллюстрацией. Семидесятилетний дизайнер бросал знаменитые полосатые носки в зал, доставая их из рукава, ходил на четвереньках (рассказывая о свойствах овечьей шерсти), носился по сцене, а когда одна слушательница встала, чтобы задать вопрос, сэр Пол попросил ее сесть. «Я – джентльмен и не могу сидеть, когда дама стоит...» Такого живого выступления школа «Сколково» еще не видела. И при этом лектор говорил о серьезных вещах – о том, как он строит свой бизнес, как правильно открыть свое дело в сфере моды, и о проблемах современной фэшн-индустрии. Но мода – это всегда праздник, и Пол Смит напомнил об этом серьезным слушателям «Сколково». Напомнил, как это мог сделать только настоящий художник – ярко и необычно.

Читайте также