Уход по-русски: отечественные производители активно осваивают рынок красоты

Косметика российского производства становится конкурентоспособной и даже приобретает собственное лицо. Причем весьма симпатичное.

Сегодня отечественные производители косметики уверенно чувствуют себя на потребительском рынке и, пожалуй, даже готовы составить конкуренцию европейским и американским брендам. «Первое возрождение отечественной косметики пришлось на 1998 год – в период кризиса многие западные экспортеры заморозили активность на российском рынке, и этим воспользовались российские производители, основав много интересных брендов, – напоминает Анна Дычева-Смирнова, директор по развитию Reed Exhibitions (организатора международной выставки парфюмерии и косметики InterCHARM). – И хотя последние достаточно быстро утратили позиции после возвращения западных брендов, многие до сих пор помнят яркие открытия тех лет: серию „Козье молоко», детскую косметику компании „Линда», шампунь для лысых и тканевые маски „Эманси»».

Последние несколько лет можно считать вторым возрождением отечественных косметических брендов, и, по мнению Дычевой, на этот раз у них больше шансов на длительный успех. «Брендинг, упаковка, концепция, позиционирование – сегодня всем этим аспектам уделяется много внимания», – отмечает она.

Одним из первопроходцев, решившихся вывести русскую косметику на новый уровень, избавившись от советского наследия (как эстетического, так и производственного), стало предприятие «Первое решение», созданное бизнесменом Андреем Трубниковым. На данный момент под крылом компании такие линейки, как «Рецепты бабушки Агафьи», Natura Siberica, Organic Shop, Planeta Organica. Общая доля, занимаемая на косметическом рынке, – более 11%.

А начиналось все в тех же 90-х с 10 000 долларов вложений, с производства средства для мытья посуды «Волшебница», с тесного офиса, в котором был один стол и один стул. «На стуле мы сидели по очереди, – вспоминает Андрей Трубников. – Первую партию „Волшебницы» мы намешали сами в присутствии наемного технолога. Потом сами же расфасовали, этикетки наклеили, привезли в оптовую фирму. На дворе был кризис, была потребность в дешевой продукции, и мы постарались эту потребность удовлетворить». Уже через год компания продавала около 20 видов средства для мытья посуды, а бизнес за тот же период вырос в несколько десятков раз.

Основное производство сегодня расположено в Дмитрове, а экстракты делают в Сибири на собственной ферме. «Земля на ферме должна быть особая: не использоваться под земледелие как минимум три года и находиться в радиусе 30 км от ближайшего промпредприятия. Землю эту мы сертифицируем в итальянской организации органического земледелия», – рассказывает Трубников.

Из полученных экстрактов технолог Александр Стукалин составляет рецептуры. «Мы занимаемся сбором трав в лесу и тайге. На нас работают ассоциации разных племен в Сибири и на Камчатке. Разрешение на сбор дает местная администрация, которая следит, чтобы природе не был нанесен вред», – продолжает Трубников. Компания входит во многие международные экологические организации: в Cosmos (Европейская организация экокосметики), BDIH (немецкая Ассоциация производителей и дистрибьюторов органической и натуральной продукции).

Правда, полного импортозамещения нет – оборудование немецкое и итальянское, отдушки французские, моющие компоненты голландские, дизайн британский. «Мы хотим собрать лучшее со всего мира: английская школа дизайна упаковки самая стильная в мире, а органическими отдушками традиционно славится Франция», – поясняет Трубников. Но и его косметика тоже славится во Франции и не только: в Париже продукцию Natura Siberica можно купить в сети Monoprix (более 250 магазинов), есть два магазина в Барселоне. И планы у Трубникова большие – и на мир, и на Россию. «Например, в Лондоне мы планируем открыть спа-салон. Не просто баню для русских, а наше Fresh Spa, которое на данный момент представлено в Москве, – делится Трубников. – Также в планах создание в Хакасии мини-отеля, строительство новых экоферм».

«Тренд натуральной косметики набирает обороты, и это меня очень радует», – делится Катерина Карпова, основательница косметического бренда Pure Love, появившегося пять лет назад. Это небольшая, можно сказать, нишевая компания с собственным производством в Москве, узнаваемым стилем и современным взглядом. «Несколько лет я готовила косметику для себя и знакомых, потом встретила единомышленника, и появилась идея создать бренд, – вспоминает Катерина. – Поначалу было сложно осваивать объемы. А для маленьких партий было практически невозможно найти тару или качественные ингредиенты».

Карпова лично создает рецептуры, придерживаясь принципов корнеотерапии. «Это когда все ингредиенты в креме физиологичны коже и помогают восстанавливать кожный барьер, – поясняет Катерина. – Я вижу за этим будущее косметической промышленности. Марка Pure Love не просто история о кремах, но и о культуре красоты. Так, на территории парка ВДНХ Pure Love недавно открыли лекторий, где говорят о „сложных научных вещах и об уходе за кожей простым языком»».

Европейское качество с русским лицом – девиз еще одной небольшой фирмы с нежным названием Irushka, созданной косметологом Ириной Николаевой. «Мы против маркетинговых тенденций, которые диктует рынок. И не используем бесполезные ингредиенты, даже если они на пике моды, – рассказывает Ирина. – Блогеры называют бренд skin friendly за отсутствие агрессии по отношению к коже».

Первым флагманским продуктом от Irushka стала сыворотка NMF Revitalizing, которая заменяет дневной крем и имеет очень легкую текстуру: перестаешь ощущать на коже через минуту после нанесения. Сырье у компании в основном импортное, а вот производство российское. «Это было изначально нашей принципиальной позицией: умы российских ученых способны создать шедевры», – поясняет Николаева.

В данный момент компания развивает дилерскую сеть в регионах и делает упор на интернет-продажи. В ближайших планах – выход на международные рынки.

Еще одна совсем новая компания на российском рынке – Romanovamakeup. Этот бренд был основан визажистом Ольгой Романовой. Среди ее клиенток певицы Елка, Кети Топурия, Вера Брежнева, Елена Темникова, Жасмин и другие звезды. Успех к марке пришел быстро: сегодня продукция Romanovamakeup продается в десятках городов России. В Москве марка представлена корнерами в сети бутиков Parfum Palace, в магазине Beauty Level (ТЦ «Европейский») и косметическом супермаркете «Золотое яблоко» (ТЦ «Кунцево Плаза»).

Стремясь заполнить пустующую нишу на российском рынке красоты, весной 2014 года Ольга запустила производство накладных ресниц из натурального меха. На сегодняшний день линейка из собранных вручную натуральных ресниц премиум-класса позволяет подобрать модель для любого типа глаз. «Через год после запуска линии ресниц я решила расширить ассортимент и создать декоративную косметику, которая не уступала бы по качеству ведущим профессиональным маркам, но при этом находилась в более доступном ценовом сегменте, – рассказывает Романова. – Я ориентировалась на современную активную и требовательную женщину, у которой должен быть идеальный макияж, но поправлять его регулярно ей некогда! Я воспользовалась последними разработками и формулами передовых немецких и корейских косметических лабораторий».

Линейка косметики началась с «базового гардероба» для лица: красная помада, подводка, лайнер и тушь для бровей (в двух вариантах – для брюнеток и блондинок) Romanovamakeup были разработаны не только для визажистов, но и для обычных девушек. В начале года у марки появились адаптивные оттенки помады и карандаши для глаз. А совсем скоро выходят еще две новинки: кремовые адаптивные румяна в универсальном оттенке и кремовый скульптурирующий крем (для скул и губ).

Также в последние годы российские производители активно себя пробуют и в создании нишевой парфюмерии. И здесь тоже немало интересных открытий и стартапов. Но о развитии парфюмерных брендов русского разлива мы расскажем в следующий раз.

Читайте также