Как выучиться на Шанель: несколько полезных адресов

Получить модное образование можно в лучших школах мира

Мода – одна из лидирующих отраслей в мире. Десятки миллионов людей заняты в ее логистической цепочке, которая простирается от дизайна и производства до маркетинга, опта и розницы. По данным портала FashionUnited.com, глобальный рынок одежды на сегодняшний день оценивается в $3 трлн, что составляет 2% мирового валового продукта. За блеском и роскошью скрывается ожесточенная борьба за доли этого рынка, которую ежеминутно ведут корпорации предметов роскоши и независимые дизайнеры, фаст-фэшн и всемирные бренды спортивной одежды.

По мере обострения противоборства растет спрос на крепких профессионалов. Отсюда – бурный рост школ для модной отрасли, где предлагают калейдоскоп образовательных программ с бакалавриатом и магистратурой, охватывающих как творческую, так и предпринимательскую стороны моды.

Учеба в престижных школах моды – заветное желание многих молодых людей, мечтающих о карьере в этой пленительной и высококонкурентной сфере. У моды есть свои Гарварды и Стэнфорды, INSEAD и Боккони, Оксфорды и Кембриджи – учебные заведения, предлагающие уникальное образование и открывающие соблазнительные перспективы карьерного роста. Как и упомянутые вузы, элитарные школы моды принимают ограниченное число учащихся и просят высокую плату за учебу. Эксперты отрасли, такие как The Business of Fashion, Fashionista и CEOWorld Magazine, регулярно составляют рейтинги лучших школ моды. Важными критериями оценки служат программа обучения, авторитет в мире, преподавательский состав, качество обучения, программы стажировок, связи с реальным сектором, трудоустройство выпускников и отзывы учащихся.

Знаменитые выпускники – тоже серьезный показатель статуса школы. Центральный колледж искусства и дизайна имени святого Мартина в Лондоне (www.arts.ac.uk/csm/), который считается лучшим учебным заведением в области моды, может похвастать такими выпускниками, как Александр Маккуин, Стелла Маккартни, Джон Гальяно, Пол Смит, Риккардо Тиши. Школу дизайна Парсонс (www.ied.edu), основанную в 1896 году, окончили Донна Каран, Билл Бласс, Том Форд и Марк Джейкобс. Существованием таких дизайнеров, как Мартин Марджела, Дрис ван Нотен, Анн Демельмейстер и Дирк Биккембергс, голландский авангард обязан Королевской академии изящных искусств (www.ap.be/royal-academy/opleidingen/fashion) в Антверпене. Колледж моды Бунка (www.bunka-fc.ac.jp) в Токио, открытый в 1923 году как первая в Японии школа по пошиву одежды, стал колыбелью передового стиля Йоджи Ямамото, Кензо Такады, Джуньи Ватанабе и Хироко Косино. Многие иконы высокой моды вышли из парижской ESMOD (Высшая школа искусств и технологий моды, www.esmod.com) и Школы Парижского синдиката высокой моды (www.ecole-couture-parisienne.com), среди них Валентино Гаравани, Ив Сен-Лоран, Карл Лагерфельд, Андре Курреж, Иссей Мияке...

В Италии, на родине prét-à-porter, тоже есть институты, входящие в элиту модного образования и подпитывающие популярные бренды такими талантами, как Алессандро Микеле, Джамбаттиста Валли, Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли. Это Институт Марангони и Европейский институт дизайна в Милане (www.istitutomarangoni.com), имеющие кампусы в других странах, «Полимода» во Флоренции (www.polimoda.com) и Академия костюма и моды (www.accademiacostumeemoda.it) в Риме.

Чтобы стать знаменитым дизайнером, нужен особый, уникальный талант. Но школ и выпускников так много, что талантам трудно пробиться, да и для обычных соискателей такое обилие предложений «рабочей силы» практически исключает возможность хорошо устроиться. Чтобы иметь преимущество при поступлении на работу, неплохо обладать знаниями в технических областях, хотя не все школы их дают.

Роджи Гуэррера, основательница рекрутингового агентства «Роджи Гуэррера и партнеры», вот уже 25 лет помогает подбирать профессионалов для индустрии моды, ритейла и предметов роскоши. Кроме того, она пять лет заведовала распределением в Институте Марангони в Милане. «Мой опыт подсказывает, что для учебного заведения большой плюс, если оно не только развивает в будущих модельерах креативность, но и дает техническую подготовку, учит вниманию к деталям. Вы не сможете разработать предмет одежды или аксессуар, если не имеете знаний в области технологий и конструирования. Дизайнеры должны представлять, как создать эскиз, как выбрать для модели подходящие ткани и материалы. Не менее важно иметь представление о технологическом процессе, особенно для дизайна сумочки или туфель, потому что, создавая модель туфель, вы должны одновременно их изготовить. В этом смысле у итальянских школ есть существенное преимущество, потому что они дают студентам возможность познакомиться с выдающимися традициями наших мастерских по производству обуви и аксессуаров, где свои коллекции заказывают 99% международных брендов предметов роскоши».

Важно не путать функции дизайнера с задачами профессионалов швейной промышленности, таких как лекальщик, закройщик, портной, швея, ткачиха, вышивальщица и т. п. Вся отрасль стонет от постоянного сокращения числа учебных заведений, где обеспечивают квалифицированную подготовку по этим специальностям. Многие бренды даже открыли собственные корпоративные училища и образовательные программы, чтобы ликвидировать нехватку специалистов и сохранить бесценные профессиональные навыки, оказавшиеся на грани исчезновения. Brunello Cucinelli, Zegna и Kiton – вот, пожалуй, самые известные примеры такой образовательной деятельности. В Valentino тоже запустили свой внутренний проект Bottega dell’Arte, Scuola di Couture («Мастерская искусства, школа пошива одежды высокого класса»), где юным талантам передают уникальные знания, накопленные модным домом за 60 лет.

«К сожалению, – продолжает Гуэррера, – у нас в Италии не так много компаний, которые вкладывают средства в обучение, предполагающее развитие творческого начала вместе с ремесленными навыками. Зато именно это делает группа Richemont в своей миланской Creative Academy (Творческая академия, www.creative-academy.com). Они хотят сохранить ноу-хау дизайна продукции, особенно в часовом производстве. Это замечательная школа мастерства, и они были первыми».

«Creative Academy была основана 15 лет назад с определенной целью: отбирать юные дарования со всего мира и обучать их, чтобы они могли легко влиться в творческие коллективы модных домов, входящих в группу Richemont, – рассказывает основатель академии Франко Колоньи. – Ради достижения этой цели мы с нуля разработали образовательную программу в сотрудничестве с университетами, профессионалами и государственными ведомствами, которые по отдельным направлениям являются лучшими в отрасли: Боккони – в стратегии, Миланский технический университет – в дизайне и т. д. Вскоре мы поняли, что этой программе не хватает прямых связей с ремесленниками. К сожалению, дизайнеры часто не знакомы с технологиями и материалами и склонны считать свой проект конечной целью творческого процесса, не задумываясь о производстве продукта». По мнению Колоньи, «дух истинной роскоши заключается в гармоничном сочетании творчества и мастерства. Престижным школам моды и дизайна давно пора это понять и включить в свои учебные планы глубокое погружение в мир ручного труда».

Фото: East News, Getty Images, Vostock Photo

Читайте также