Дома моды шьют хиджабы, а восточные бренды покоряют Запад

Как этот культурный «обмен» скажется на модной индустрии?

Взаимное проникновение восточной и европейских культур в сфере моды сегодня очевидно каждому. Мусульманская тема проникла во все ниши отрасли – от люкса до масс-маркета. Так, в январе прошлого года итальянский дуэт Dolce & Gabbana представил свою первую коллекцию для ближневосточного рынка – черно-белые хиджабы и элегантные платья-абайи. В феврале того же года стало известно о том, что Uniqlo создает коллаборацию с художницей Ханой Тадзимой, придумавшей принты для хиджабов. А двумя годами ранее DKNY выпустил специальную коллекцию по случаю Рамадана. «Мусульманские мотивы встречались в моде и раньше, например у Yves Saint Laurent и Jean Paul Gaultier в 90-е годы. А глобальное увлечение Востоком в начале XX века, в эпоху ар-деко… Но сегодня тенденция набирает новую силу, и мы видим в ней коммерческую подоплеку, – говорит историк моды Александр Васильев. – До 2014 года, когда рубль в России был силен, огромное влияние на западных дизайнеров оказывала Россия, а сегодня слово за богатеющим мусульманским миром».

Оказывается, прогнозы темпов экономического роста в азиатском регионе, который является преимущественно мусульманским, практически на треть превышают аналогичные показатели в Европе и США. «Так, fashion-рынок мусульманского кластера Middle East and North Africa (MENA) в 2015/16 году, согласно Global Islamic Economy Report, оценивался в $230 млрд и к 2020 году по объему превысит суммарные показатели таких лидирующих рынков, как UK ($107 млрд), Germany ($99 млрд) и India ($96 млрд), – комментирует Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group. – А рынок люкса в этом регионе оценивается сегодня в $93 млрд и при текущих темпах роста 19% к 2020-му может достигнуть $150 млрд». Богатеющие потребители с Востока привлекают и крупных западных ритейлеров. В частности, компания Yoox Net-A-Porter (YNAP) создает совместное предприятие с миллиардером Мохаммедом Алаббаром, собираясь распространить влияние на рынок роскоши Ближнего Востока. Кроме того, о намерении покорить Восток заявил и Amazon – он собирается купить дубайский онлайн-магазин Souq.com.

Не только финансовые изменения на Востоке становятся заметны всему миру, но также и мусульманская культура становится все более видимой, отмечает Анна Лебсак-Клейманс. «Девушки из мусульманских стран создали собственную версию fashionista, сформировав целое течение «хиджабиста»: мусульманские модницы, которые следят за мировыми трендами, предлагают в своих Instagram к каждому модному образу оригинальное дополнение – хиджаб, тюрбан и т. п., придавая ему восточный колорит. И это иногда так красиво, что за «хиджабиста» начинают следовать девушки, не имеющие отношения к мусульманской религии, – говорит Лебсак-Клейманс. – Таким образом, активный процесс глобализации приводит к диффузии и интеграции различных культур, традиций и стилей жизни».

Российские дизайнеры тоже не остаются в стороне от тенденции и участвуют в этой интеграции. В частности, студия текстильного дизайна Solstudio Textile Design сотрудничает со множеством партнеров на Ближнем Востоке и в других мусульманских странах. «Один из наших клиентов – компания-производитель платков из Ирана, – рассказывает Александра Калошина, основатель Solstudio Textile Design и бренда Radical Chic. – И работать с ними очень интересно. Дизайн платка для мусульманской страны имеет свои особенности. Во-первых, на таком платке не могут быть изображены животные и люди. Во-вторых, рисунок для мусульманского платка очень детализированный, проработаны мельчайшие детали. В-третьих, характерная цветовая гамма: часто в восточных платках используются фиолетовый, сиреневый, зеленый, оранжевые и желтые тона».

Но, по мнению Калошиной, скоро вся эта «экзотичность» станет мировым трендом. «Тенденция началась несколько сезонов назад и достигнет своего пика летом 2018 года – это мусульманские орнаменты, ковровые узоры и обращение ко всевозможной восточной символике вплоть до сакральной. Я могу предположить, что тема из обычного тренда превратится в мегатренд и растянется на несколько лет, судя по тому как она развивается», – говорит Калошина.

Восточные дизайнеры, в свою очередь, приняли запрос на интерес к их культуре. Платья чеченских авторов, модельеров из Арабских Эмиратов сегодня можно встретить в бутиках Парижа, Лондона, Москвы, на мировых подиумах. Одним из первых дизайнеров, выведших на подиум моделей в хиджабах, стала Анниса Хасибуан из Индонезии. А, например, дизайнер Айза Джабраилова, основательница бренда женской одежды Aset, принимает участие в неделе моды в Москве и представляет свои платья на topbrands.ru и в бутике в Грозном. Декоративное искусство арабских народов является основным творческим источником в создании орнаментов для вышивки. «Я перерабатываю классический художественный образ восточного платья на современный лад, – рассказывает Айза. – Да, находятся те, кто считает наш дизайн слишком европеизированным, но одновременно есть и те, кто хотел бы видеть платья менее этнического направления. В первую очередь мы ориентируемся на современных светских женщин Востока, но и не забываем о европейском покупателе!»

Мусульмане, как потребители, так и производители, – серьезная часть глобального рынка, и индустрия просто не может это игнорировать. «Подумайте сами, средний возраст жителя восточного региона – 30 лет, а средний возраст европейца – около 45. Коме того, сегодня четверть населения планеты (23%) – мусульмане, и к середине нашего тысячелетия этот показатель будет приближаться к трети от всего населения планеты», – говорит Анна Лебсак-Клейманс. Что же, похоже, и правда, за мусульманской модой – будущее.

Читайте также