Независимость и отличные сотрудники: рецепт успеха de Grisogono

Интервью с Фавазом Груози, основателем и креативным директором ювелирно-часовой марки

Почти за 25 лет истории основанного им ювелирно-часового бренда de Grisogono Фаваз Груози не раз удивлял индустрию. На ювелирной ниве – возрождением интереса к черным и «ледяным» бриллиантам, к коже ската, розовому золоту и вызывающе крупным формам. Никто не воспринимал бренд как серьезного часового игрока, но вот уже 17 лет мужские и женские часы de Grisogono пользуются стабильным спросом, и в них появлялось немало интересных находок. Накануне юбилея бренда Фаваз Груози вновь заставил говорить о себе.

В сентябре 2016 года вы наделали немало шума на 28-й Биеннале антикваров в Париже, представив там самый дорогой алмаз в мире The Constellation весом 813 каратов, и это уже второй рекордно крупный драгоценный камень под эгидой de Grisogono. Откуда возникла подобная идея?

Полтора года назад у de Grisogono появилась дочерняя компания Nemesis International, и теперь она приобретает для нас необработанные драгоценные камни по всему миру. Недавно мы закончили огранку первого приобретенного компанией алмаза 4 de Fevereiro в 404 карата, и из него получился невероятный бриллиант в 164 карата изумрудной огранки категории цвета D и чистоты Flawless, на пределе максимально возможных характеристик. Мы показали его президенту GIA (Gemological Institute of America. – КП) в Нью-Йорке, и он был шокирован качеством этого камня, после чего призвал еще двух сторонних экспертов, чтобы его оценить. Можно сказать, что у меня в руках находится один из важнейших, выдающихся бриллиантов в мире в плане размера и качества. Что я стану с ним делать? У меня есть пара идей, но пока не могу их озвучить. Возможно, я создам колье, браслет и тиару, частью которых и станет этот бриллиант, и его можно будет поочередно вставлять в то или иное украшение, словно трансформер. Разделять столь уникальный камень я не хотел бы, да и непростая это задача.

Алмаз The Constellation еще больше – в нем 812,77 карата, и, вероятнее всего, после огранки в нем останется 300–350 каратов, предположительно также высочайшей категории цвета D и чистоты Flawless. И, скорее всего, он будет огранен в форме «подушка». В нынешнем году вы еще услышите сенсационные новости от de Grisogono…

Сферой ваших интересов всегда были скорее цветные камни внушительных размеров. И вдруг громкие истории вокруг бесцветных бриллиантов – и немало драгоценностей с ними…

Я по-прежнему горой стою за цвет в драгоценных камнях, и в них во многом заключен наш фирменный стиль. Но появилась особенная история – заполучить в руки выдающиеся бриллианты да еще и участвовать в их судьбе, и я, разумеется, воспользовался этой возможностью. И поскольку теперь у меня появилась возможность выбирать первоклассные камни из первых рук, я решил начать делать то, чего не делал никогда, – обручальные кольца. И моя задача – сделать их непохожими на прочие, в стиле de Grisogono.

Известно, что вы всегда имели достаточно смелости, чтобы совершать нечто непривычное для индустрии. Но не смущает ли вас тот факт, что вы будете обыгрывать бриллиантовую тему, в которой традиционно сильны Graff или Harry Winston?

Ну вы же понимаете, что даже к проекту с бриллиантами я добавлю своей фирменной экстравагантности? И уж точно постараюсь сотворить нечто непохожее на все существующее в индустрии. Даже если оно будет в рамках классики, но все равно поданное необычным образом. Скажу еще больше: на самом деле de Grisogono появился больше 25 лет назад скорее как классический ювелирный бренд, но я добавил в него инноваций, модернизировал его, перевел его из минимализма в куда более богатый в деталях и формах барочный стиль, но если проанализировать, то в основе все равно лежит классика.

На выставке Baselworld вы всегда параллельно демонстрируете две коллекции – украшения в формате daily-luxury и драгоценности, которые требуют особого повода, для того чтобы их надеть. Наблюдаете ли вы по-прежнему устойчивый спрос к уникальным изделиям?

По большому счету на такие драгоценности не может быть спроса – в них нет жизненной необходимости, как во многих продуктах индустрии роскоши. Просто люди, которые могут их себе позволить, либо испытывают желание немедленно обладать этой уникальной вещью, когда ее видят, либо не испытывают. Единственное в своем роде либо рождает эмоцию, либо нет. Но, признаться, мы продаем достаточное количество уникальных украшений, для того чтобы бренд чувствовал себя неплохо. Мы стоим на тех же позициях в том числе и благодаря интересу к единственным в своем роде изделиям со значимыми драгоценными камнями, которые сами по себе инвестиция. Как раз на фоне экономического кризиса клиенты ювелирного мира стали острее понимать, что в это имеет смысл вкладывать деньги, цены на камни только растут.

Как, на ваш взгляд, изменилась ювелирно-часовая индустрия за последние десять лет?

Да, она изменилась ощутимо даже за последние два года! Даже самые большие и сильные игроки объявляют о кардинальных переменах – и не в лучшую сторону. У нас подобная проблема не стоит столь остро, поскольку бренд всегда оставался частным и никогда не производил слишком большое количество часов и украшений. Мы не перенасытили рынок, и потому нам удавалось продавать практически все созданное. Скажем, в мужских часах у нас по-прежнему стойкий интерес к модели New Retro и к женским Tondo By Night – все-таки женщины покупают часы как еще одно ювелирное украшение, в отличие от мужчин.

Как вы спустя год оцениваете совместный проект с Samsung по созданию женских «умных часов» Samsung Gear S2 by de Grisogono? В начале вы были настроены несколько скептически...

Да, верно, хотя скорее мне было просто неинтересно заниматься этим проектом, но мои топ-менеджеры меня уговорили, я начал создавать дизайн, втянулся и вошел во вкус. В общем-то, пока вы сами не станете использовать smart watch, вы не поймете, что в этом такого особенного. Но что-то безусловно есть! Мы создали всего 300 таких часов и все продали. Так что в ближайших планах – аналогичная модель для мужчин.

В последние 10 в ювелирной индустрии укрепилась и разрослась концепция украшений с бриллиантами и цветными драгоценными камнями на каждый день, так называемая daily-luxury. Чувствуете ли вы конкуренцию в этом сегменте с другими, более молодыми брендами?

Ну, во-первых, за все эти годы у de Grisogono сформировалась пред анная клиентура, которая ценит и любит наш стиль и остается с нами. Во-вторых, и мы меняемся вместе с индустрией и «молодеем» с новой, более молодой аудиторией – коллекция украшений на каждый день Allegra была создана как раз для нее. В последние три года мы стали использовать титан и сделали это для того, чтобы наши объемные серьги было легко и удобно носить. Я некоторое время сопротивлялся, но потом признал, что и это потребность рынка. В часах мы теперь активно используем керамику, что тоже такой «необходимый» тренд. Кстати, плюс моего положения совладельца компании в том, что если я принял решение, то мне не нужно его утверждать с кем-то внутри компании – мы немедленно приступаем к его реализации.

Проясните, пожалуйста, ситуацию с новыми совладельцами компании и ее нынешней структурой.

Все очень просто и прозрачно. Еще четыре года назад у бренда появился инвестор, вернее, это одновременно семь человек, имена мы не называем, но они из Испании, Катара, Саудовской Аравии и Швейцарии. В их руках сконцентрирована мажоритарная часть компании, я же остался ее миноритарием. Не стоит забывать, что я создал компанию с капиталом в 30 000 франков – на эти деньги сегодня вы не откроете даже кондитерскую. И то, что я выживал более 20 лет практически сам по себе, скорее небольшое экономическое чудо, которое в нынешних условиях уже невозможно. Потому мне были необходимы партнеры, которые бы верили в бренд и готовы были инвестировать в него.

Это существенная поддержка, но я никогда не злоупотреблял финансами, так, у нас на сегодняшний день всего 14 бутиков по миру и в ближайшие 10 лет точно не станет больше 25. Но de Grisogono по-прежнему частная компания, и никто не может мне диктовать, что делать. Все решения я принимаю сам вместе со своей командой, которая со мной с 2000-х годов, и это важно. Мы реактивны и моментально реагируем на все изменения рынка, за эти четыре года мы усовершенствовали наше ювелирное ателье и увеличили производство там, где это было необходимо. Неиссякаемый творческий процесс и отличные сотрудники – этого сегодня de Grisogono достаточно для стабильного успеха.

Читайте также