У ювелиров Bulgari – новая крыша над головой

Компания открыла мануфактуру, которая должна стать крупнейшей ювелирной фабрикой в Европе

Новая Manifattura Bulgari расположилась в коммуне Валенца (в Пьемонте) – исторически в одном из главных центров ювелирного искусства в Италии. Строительство фабрики из двух корпусов площадью 15 000 кв. м обошлось в «десятки миллионов евро» и было закончено всего за 18 месяцев, рассказал «Как потратить» генеральный директор Bulgari Group Жан-Кристоф Бабен.

«Когда я пришел [в Bulgari], мы начали изучать возможные места для нового производства и поняли, что это должна быть Валенца, потому что мы уже были в Валенце и не могли позволить себе потерять наши таланты, – говорит Бабен. – Наше ювелирное производство было разбросано по двум площадкам, и там уже были исчерпаны все возможности для расширения. Таким образом, задумавшись о строительстве новой фабрики, мы решали две задачи: расширение мощностей с прицелом на будущее и оптимизация наших производственных процессов – теперь мы собрали всех наших мастеров под одной крышей».

Мы не стали объединять мастеров по специальностям: сажать на одном этаже мастеров закрепки драгоценных камней, на другом – мастеров полировки и т. д. Вместо этого мы создали 11 мини-мануфактур внутри одной мануфактуры
Жан-Кристоф Бабен
генеральный директор Bulgari

Чтобы утвердить имидж Bulgari как ведущей ювелирной марки Италии, компания выкупила историческое здание Cascina dell’Orefice (Дом золотых дел мастера), в котором работали первые ювелиры Валенцы и их ученики. Первым ювелиром в коммуне стал Франческо Карамора, поселившийся здесь в 1817 году, – именно его дом, перестроенный из фермы, местные жители прозвали Cascina dell’Orefice. Когда десять лет спустя Карамора скончался, дом и мастерскую купил его ученик Пьеро Канти. Канти продолжил укреплять традицию ювелиров Валенцы, воспитав четырех учеников, один из которых позже приобрел Cascina dell’Orefice.

Став владельцем Cascina dell’Orefice, компания Bulgari отреставрировала его и пристроила к ферме авангардное трехэтажное здание из стекла высотой 13 м и площадью 1200 кв. м, получившее название Glass House (Стеклянный дом). И Дом золотых дел мастера, и Стеклянный дом будут использоваться для представительских целей, а собственно производство расположилось по соседству – в трехэтажном комплексе с внутренним двором площадью 600 кв. м (проект Manifattura Bulgari разработала архитектурная компания Open Project).

Здание мануфактуры огорожено полупрозрачной оградой высотой 10 м. Ограда функциональна – обеспечивает безопасность производству, где используются драгоценные металлы и камни. Панели ограды – со специальным электрохимическим покрытием и с отверстиями разного размера, в результате поверхность меняет цвет, становится матовой или покрывается рябью в зависимости от времени дня и угла зрения. Изнутри оболочка выглядит как легкий, полупрозрачный занавес, так что работающие на фабрике мастера не чувствуют себя отор­ванными от окружающей природы, утверждают архитекторы.

Внутренний двор мануфактуры также имеет и эстетическое, и функциональное значения – благодаря ему внутри поддерживается комфортный уровень естественного освещения. На его создание архитекторов вдохновили внутренние дворики древнеримских домов – как известно, изначально их главными функциями были освещение и проветривание, но со временем они стали местом приема гостей. Внутренний двор Manifattura Bulgari также призван стать местом для общения работающих на фабрике мастеров в течение дня.

«Сам факт переезда на новую просторную фабрику с отличными условиями труда является очень серьезным элементом мотивации для сотрудников, – считает Бабен. – Теперь у каждого мастера – естественное освещение, у фабрики отличная транспортная доступность и проч.». На новой фабрике Bulgari применила новую схему организации производства. «Мы не стали объединять мастеров по специальностям: сажать на одном этаже мастеров закрепки драгоценных камней, на другом – мастеров полировки и т. д. Вместо этого мы создали 11 мини-мануфактур внутри одной мануфактуры, – объясняет Бабен. – Каждая из мини-мануфактур состоит из 25–30 человек и специализируется на производстве одного конкретного продукта. Они ежедневно и еженедельно заказывают необходимые материалы и компоненты, которые им доставляет наша служба логистики, а вечером они отдают логистам уже готовые изделия. Это сокращает время производства и расширяет возможности мастеров, делает их многофункциональными – при желании они могут осваивать смежные специальности. И это дополнительный элемент мотивации. А мы как производственная компания становимся более гибкими: имея многофункциональных мастеров, мы можем быстрее и гибче реагировать на спрос».

Строительство фабрики из двух корпусов площадью 15 000 кв. м обошлось в «десятки миллионов евро» и было закончено всего за 18 месяцев

«Новая фабрика позволит нам серьезно нарастить производство и продажи в следующее десятилетие, поскольку мы очень амбициозны, – продолжает гендиректор Bulgari. – К существующим 400 работникам фабрики мы добавим еще 300. Конечно, такое увеличение произойдет не сразу, но в течение трех-четырех лет. Каждые полгода мы планируем обучать 40 новых работников. Что превратит нашу мануфактуру в крупнейшую ювелирную фабрику такого плана в Европе».

Новая мануфактура станет производить главные ювелирные коллекции Bulgari – B.zero1, Serpenti, Diva, Bvlgari-Bvlgari, Parentesi. На фабрике будут работать мастера традиционных для Bulgari специальностей, а также появятся новые техники. «Сейчас, например, какие-то операции по полировке мы выполняем сами, какие-то заказываем на стороне. Присовокупление новых техник позволит нам повысить добавленную стоимость, – говорит Бабен. – Но с внешними партнерами мы продолжим работать – это совершенно естественно для ювелирной индустрии, которая основана на широкой сети партнерств».

Все ювелирные дизайнеры Bulgari находятся в Риме – они создают дизайн и для серийных украшений, и для уникальных. Поэтому производство ювелирных изделий класса High Jewelery останется в Риме и не будет перенесено в Валенцу. «Ювелирные украшения High Jewelery требуют гораздо более высокого уровня квалификации – мастеру, способному создавать такого рода украшения, требуется минимум 20-летний опыт работы. Это не магическое число, это реальность, – объясняет гендиректор Bulgari. – Плюс украшения High Jewelery, как правило, изделия уникальные, то есть помимо квалифицированных мастеров нам необходим плотный контакт с дизайнерами. Доступ к уникальным камням также легче получить в Риме, чем в Валенце».

Отдельный проект в рамках Manifattura Bulgari – Ювелирная академия Bulgari. Она открылась в марте 2017 года, в первый набор принят 21 начинающий мастер, в дальнейшем в ней будет обучаться одновременно 42 ученика. Задача Ювелирной академии Bulgari – не заменить специальные учебные заведения, но дополнить их.

Читайте также