Арт-зазеркалье: коллаборация Louis Vuitton и Джеффа Кунса

Художник Джефф Кунс поместил на сумки Louis Vuitton полотна великих мастеров и произвел сенсацию. Вот только под каким кодом – fashion или art?

Французский модный Дом Louis Vuitton был одним из первых в индустрии роскоши, кто стал регулярно привлекать к созданию лимитированных коллекций самых ярких авторов современности. В последние два десятилетия свой художественный след на канве «Монограмм», а также на шелке и кашемире с фирменными литерами LV оставили Такаши Мураками, Ричард Принс, Стивен Спраус, Синди Шерман, Джеймс Таррелл, Олафур Элиассон, Яёи Кусама и братья Чепмены.

И вот Louis Vuitton объявил о запуске нового арт-проекта с Джеффом Кунсом, пожалуй, самым противоречивым, спорным и неоднозначно воспринимаемым как арт-критикой, так и публикой современным художником. И к тому же одним из самых дорогих и при этом востребованных авторов. Скажем, в 1999 году его скульптура «Розовая пантера» была продана с молотка аукционным домом Christie’s за $1,8 млн; в 2007 году за другую знаменитую скульптуру «Висящее пурпурное сердце» украинский миллиардер Виктор Пинчук заплатил $23,6 млн, а в 2013 году одна из версий Balloon Dog, скульптуры из металла, которую Кунс придумал еще в 1994 году, была продана на том же Christie’s за $58,4 млн.

62-летний американский художник, обитающий и работающий в нью-йорском Челси, имеет за плечами впечатляющую и богатую на скандалы 40-летнюю карьеру, о которой можно подробно прочесть в разных арт-изданиях. На сегодняшний день Кунс является, пожалуй, главным наследником Энди Уорхола в деле «изымания» из окружающего мира или из мира искусства хорошо известных объектов и придания им иного содержания. Из-за этого художественного метода Кунса вечно обвиняют то в плагиате, то в отсутствии собственных идей, то в откровенном китче, а он только и отвечает: «Работа художника – делать жесты, гуманитарные акты и демонстрировать людям, где их собственный потенциал. Искусство – это не про объект и это даже не про образ, это про самого зрителя. Только при контакте со зрителем и происходит искусство. Искусство это то, что возникает внутри нас, в тот момент, когда мы восхищаемся каким-то произведением».

И растущие на аукционах цены на работы Кунса говорят в пользу автора. В чем художнику точно не откажешь, так это в невероятном трудолюбии, безупречном владении мастерством и феноменальном маркетинговом чутье. И в этих важных качествах Кунс и Louis Vuitton совершенно едины.

На кожаную поверхность сумок и аксессуаров Louis Vuitton Кунс перенес свой долгоиграющий масштабный проект Gazing Ball, вернее, его живописную часть (существует еще и скульптурная часть, с которой Кунс начал весь проект в 2013 году). Премьера состоялась два года назад в Gagosian Gallery в Нью-Йорке (собственно, менеджерскому гению Ларри Гагосяна Кунс не в последнюю очередь обязан своей славой и богатством). Суть серии Gazing Ball Paintings в том, что Кунс создал масштабные копии самых знаменитых картин в мире: работы старых мастеров от Тициана и Рембранта до Фрагонара, картины авторов XIX века в лице Делакруа, Курбе, Мане и Климта, полотна самых ярких художников импрессионизма и постимпрессионизма – Моне, Ван Гога, Пикассо и многих других – всего 35 полотен, которые Кунс воспроизвел на холстах самым классическим образом – кистью и масляными красками, и воспроизвел весьма достоверно.

Главное отличие версий Кунса от оригинала – это заявленный в названии серии Gazing Ball: блестящий стеклянный шар кобальтового цвета приставлен к каждому полотну и держится на специальном алюминиевом выступе, незаметном с первого взгляда. С помощью такого простого акта Кунс награждает созданную им копию великого полотна иным содержанием. В зеркальной поверхности этого «магического шара» сама картина отражается в ином измерении, и в нем же одновременно отражается любой смотрящий – таким образом Кунс вступает в воображаемый диалог с художниками прошлого и призывает к нему зрителя.

Суть проекта Gazing Ball «не в копировании, а в единении, в концепции соучастия. Это акт видения и взаимоотношения с картинами. Каждый в этом диалоге разделяет радость и удовольствие, – объяснил автор газете The Guardian в 2015 году. – Но эти картины сильны лишь с «магическим шаром», уберите его, и они потеряют свою силу и перестанут быть тем же феноменом». Этот шар «представляет необъятность вселенной и в то же время подчеркивает интимность момента здесь и сейчас».

Итак, из проекта было выбрано пять авторов и пять их работ: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Охота на тигров и львов» Рубенса, «Марс, Венера и любовь» Тициана, «Девочка в постели, играющая с собачкой» Фрагонара и «Пшеничное поле с кипарисами» Ван Гога. Эти полотна великих в интерпретации Кунса и украсили поверхность сумок Speedy, Keepall, Montaigne и Neverfull, а также сопутствующие аксессуары – кошельки, портмоне, шелковые платки…

«Суть проекта Masters не в копировании, а в единении, в концепции соучастия»
Джефф Кунс
художник

Да, массовый обыватель – тот самый, к сознанию которого апеллирует Кунс и который никогда не сможет позволить себе его работ, подумает: в любом киоске при музее можно купить холщовую сумочку с изображением «Подсолнухов» Ван Гога или любого другого наиболее растиражированного живописного произведения из проекта Gazing Ball. Этой логичной мысли Louis Vuitton и Кунс противопоставляют буквально маниакальные качество и внимание к деталям во всей продукции Masters. Cпециально для проекта были разработаны особые техники по воспроизведению живописного полотна на натуральной коже. Внутри кожа каждой сумки выкрашена в ярко-синий цвет «магического шара», там же помещен портрет автора шедевра, краткая история о нем и автограф самого Кунса вместе с золотым силуэтом его знаменитого Balloon Rabbit. Более того, на внешней поверхности сумки поверх самой картины помещены все соавторы проекта Masters: крупными литерами из металла золотого цвета – фамилия великого художника, в нижем правом углу – литеры LV, а напротив – JK. Впервые в истории своего сотрудничества с художниками французский Дом поставил авторскую подпись наравне со своим логотипом и тем самым, с одной стороны, оказал честь Кунсу, с другой – вписал на равных свое имя в анналы мирового искусств, пусть и от мира моды.

Так Кунс вступил в диалог с мастерами прошлого, Louis Vuitton вступил в диалог с Кунсом, аксессуары Дома вступают в диалог со своим потребителем и благодаря этому множественному арт-зазеркалью проект Masters (как производная Gazing Ball) начинает жизнь в ином измерении. Это художественный проект, который выходит за рамки галереи, за рамки музея и начинает свое передвижение по миру, непроизвольное и непредсказуемое. Возможно, это апогей популистской деятельности Кунса и его манипуляций массовым сознанием и сенсорным восприятием зрителя. И в этом смысле сумка Louis Vuitton окончательно превращается в арт-объект со множеством смыслов, в первое произведение искусства Кунса, которое может позволить себе аудитория, ранее приобретавшая лишь билеты на выставки великого провокатора.

(Использованы фото ©Melanie+Ramon ©Gregoire Vieille ©Maciek Kobielski ©Louis Vuitton Malletier)

Читайте также