Прыжок в вечность

Обновленная коллекция женских часов Panthère de Cartier

Строго говоря, обновленная коллекция женских часов Panthère de Cartier не имеет прямого отношения к многочисленным фигуративным изображениям дикого животного среди великого множества часов и украшений в арсенале Cartier. Но такое уж название оригинальные часы получили в 1983 году, и его решено было сохранить как знаковое. Тем более что среди 12 вариаций нынешней коллекции из стали, желтого и розового золота все же есть и модель из золота белого в «дикой» расцветке – с пятнышками из черного оникса. Именно с подобных абстрактных «пятнышек» на корпусе и браслете ювелирных часов в 1914 году, на взлете ар-деко, и началась эволюция этого хищного сюжета в истории Cartier, так что эстетическая связь между нынешней коллекцией часов и прочими «пантерами» сильна и логична. И данный факт вполне позволяет вспомнить увлекательную историю главного фигуративного и анималистического сюжета Cartier.

Четыре года назад, в год столетия с момента появления пантеры в часах и украшениях французского дома Cartier, в издательстве Assouline вышла книга Cartier Panthère. На 300 страницах эта монография прослеживает не только происхождение и эволюцию сюжета, но и демонстрирует, как драгоценная дикая кошка превратилась сначала в источник вдохновения для Дома, а затем и в настоящий культурный феномен XX века, навсегда войдя в историю мирового декоративно-прикладного искусства.

Итак, хищный окрас, который впоследствии тысячу раз будет технически исполнен ювелирами Cartier (абстрактные черные пятнышки оникса на фоне золота и бриллиантов), впервые возник в 1914 году – так были декорированы корпус и браслет ювелирных часов ар-деко. В этом же году Луи Картье заказал художнику Жоржу Барбье плакат к предстоящей выставке украшений Дома – в ногах у дамы в хитоне и жемчужном сотуаре возлежала грациозная черная пантера. Подобную «иконографию» в Доме будут не раз воплощать в миниатюре – в брошах, колье и запонках.

Годом позже в мастерских Cartier создали брошь-часы с тем же орнаментом черных пятнышек оникса на фоне россыпи бриллиантов. Эта расцветка больше напоминала шкуру леопарда, но в словаре Cartier осталась раз и навсегда как «пантера» – и не случайно. Реальная «пантера» во плоти появилась в стенах Cartier в 1918 году – именно таким прозвищем наградила богемный мир Парижа Жанн Туссан (1887-1978). Горделивая красавица с экстравагантным вкусом, глубокими познаниями в искусстве и богатой художественной фантазией Туссан произвела при знакомстве на Луи Картье столь сильное впечатление, что он пригласил ее на работу в Дом, предложив возглавить департамент аксессуаров. Здесь в 1919 году и была создана уже первая миниатюрная пантера, которая попала на вечернюю сумочку Туссан. Постепенно хищные мотивы появлялись все в новых и новых украшениях Дома – свою слабость к диким кошкам Жанн переводила в ювелирные формы. В 1927 году на пару с дизайнером Дома Питером Лемаршаном, который сам обожал проводить время за зарисовками в зоопарке перед вольерами с хищниками, Туссан создала первую фигуративную брошь-пантеру из оникса и бриллиантов. И уже в должности директора ювелирного департамента Cartier, которую она занимала с 1933 по 1968 год, Жанн ощутимо модернизировала выдержанный в канонах ар-деко стиль Дома и обогатила его фигуративными сюжетами, самым ярким из которых был и остается Panthère.

В 1949 году по заказу герцога Виндзорского и согласно идее Туссан была создана брошь в виде трехмерной фигурки пантеры верхом на синем кашмирском сапфире огранки кабошон весом в 152,35 карата – это украшение герцогини Виндзорской называли «атомной бомбой», столь мощное оно производило впечатление! Пожалуй, подобный выдающийся камень в лапах «пантеры» больше не оказывался. Хотя в 2014 году, на биеннале антикваров в Париже, в Haute Joaillerie коллекции Cartier Royal Дом представил колье, в котором кошка из нефрита восседала на желтом берилле весом в 121,81 карата.

Но иконография кошки, грациозно устроившейся на драгоценном камне, осталась в сюжетном арсенале навсегда и получает новые вариации до сих пор. Кстати, для той же герцогини Виндзорской в Cartier создали еще не одну «пантеру» – броши, браслет и даже лорнет. Наделенные богатством или облеченные властью, самые известные женщины XX века недаром так полюбили этот «хищный» сюжет – «пантера» Cartier служила для них воплощением одновременно изящества и силы, самым красноречивым символом статуса. Наследницы Барбара Хаттон, Дейзи Феллоуз и Франсин Вейсвейллер, княгиня Нина Мдивани, принцесса Нина Ага Хан, баронесса фон Тиссен, актриса Мария Феликс (кстати, обладательница прозвища Мексиканская Пантера) – все они заказывали для себя у Cartier украшения в виде диких кошек на протяжении 50, 60 и 70-х годов. Как именитые дамы носили свои украшения и как модные издания преподносили их на своих страницах – можно видеть в четвертой главе монографии «Пантера. Культурная «икона».

За эти три десятилетия востребованный сюжет претерпел бесчисленные метаморфозы, а ювелиры Cartier научились не только свободно изображать пантеру в совершенно любой декоративной форме, но и «оживлять» ее – награждать игривым, агрессивным или вальяжным характером и даже узнаваемыми физиономическими скульптурными чертами.

В 1983 году «пятнистый» орнамент вновь вернулся на часы из коллекции Santos, но довольно быстро «перерос» уже в полноценные трехмерные формы в ювелирных часах – разнообразные «пантеры» обвивали запястья и заодно демонстрировали время, порой «тайно», в случае с часами с «секретом».

В начале 1990-х в Cartier создали коллекцию Panthère сразу из нескольких десятков изделий, и с того момента подобный масштабный драгоценный бестиарий стал традицией. В 2005 году в рамках коллекции появилось совершенно новое кольцо – дамский пальчик продевался... в открытую пасть головы кошки, и она грозно скалилась на руке. Следом этот бестселлер был создан в ажурной версии «скелетона». К своему столетнему юбилею «пантера» получила в Доме Cartier, пожалуй, все возможные воплощения: в сотнях украшений и часов, не только в драгоценных материалах, но и в разных декоративных техниках – от мозаики и глиптики до росписи эмалью и филиграни. «Пантера» красовалась и на аксессуарах – на дужках солнцезащитных очков, на поверхности шелковых каре, на замках клатчей, мужских запонках. И даже была воплощена в форме флакона одноименных духов.

В 2014 году дикая кошка проникла уже «под кожу» высокотехнического творения Cartier – все детали часового механизма Calibre 9613 MC Panthère Skeleton складываются в силуэт морды пантеры, которая демонстрирует часы, минуты и обеспечивает запас хода в 72 часа, а заодно и гипнотизирует с циферблата глазами-изумрудами.

Примечательно, что богато иллюстрированная монография Cartier Panthère начинается с главы «Пантера в искусстве», и на ее страницах приводятся самые известные в истории изображения дикой кошки, начиная от древнегреческих мозаик и древнеегипетских скульптур и заканчивая живописью символиста Фернана Кнопфа в XIX веке и скульптурой Франсуа Помпона 30-х годов. Так вот следующая, самая обширная глава книги «Эволюция пантеры Картье» нисколько не противоречит образцам мирового искусства: несмотря на свой миниатюрный размер, драгоценные кошки Cartier – прямые наследницы всей хищной анималистики в мировом искусстве и исполнены на том же высоком художественном уровне. Тем более отрадно, что в XXI веке в Доме Cartier не почивают на лаврах и крайне редко цитируют самих себя, а каждый последующий год старательно ищут новые грани воплощения этого, уже ставшего вечным, драгоценного сюжета.

Читайте также