«Кристиан Диор. Кутюрье мечты» – выставка, которую Париж ждал 30 лет

Ретроспектива к 70-летию Dior занимает площадь 3000 кв. м

В Musee Les Arts Decoratifs при парижском Лувре до начала 2018 года проходит выставка «Кристиан Диор. Кутюрье мечты». Это самая монументальная и масштабная экспозиция, посвященная творчеству мэтра и модного Дома, носящего его имя, которая когда-либо проводилась в мире.

Приурочена ретроспектива к 70-летию Dior и для Парижа особенно знаменательна тем, что французская столица не видела развернутых музейных историй о легендарном кутюрье целых 30 лет. Аккурат к юбилею эту досадную оплошность «исправили» сразу на рекордных 3000 кв. м (это еще и самая большая по площади выставка в стенах музея) – и в итоге история Дома раскинулась на два крыла и заняла два этажа.

Но главное достоинство и монументализм нынешней выставки в том, что она охватила все аспекты жизнедеятельности Дома, буквально от булавки для закрепления ткани и до создания парфюмов, от готового кутюрного наряда и до съемки в модном журнале, от вдохновлявшей Диора живописи до его собственных эскизов – в этой экспозиции присутствует все, что так или иначе связано с Dior и составляет сложносочиненную суть Дома.

За концепцию, логическое развитие, компоновку и наполнение залов отвечала в первую очередь Флоранс Мюллер, авторитетный историк моды, крупнейший специалист именно по Dior и куратор не только нынешней экспозиции, но и всех прочих выставок: в Мос­кве в 2011 году («Dior: под знаком искусства» в ГМИИ им. Пушкина), в Шанхае в 2013 году и ежегодных тематических экспозиций в родном поместье Диора Гранвиле. Вторым куратором здесь выступил Оливье Габе, он же директор Музея декоративного искусства, и, наконец, сценографом и дизайнером выставки стала Натали Криньер (также автор московской экспозиции). Суть совместного эпохального труда этих трех специалистов очень точно выражена в названии «Кутюрье мечты»: внутри экспозиции практически нет места спокойному, размеренному созерцанию, посетитель постоянно ощущает динамику развития Дома, а вместе с ней – удивление, восторг, любопытство и даже легкое головокружение. В отдельных залах экспозиция поднимается на несколько ярусов и уходит под потолок, ее нужно рассматривать задрав голову, видя в отражении зеркальных стен повторяющиеся рефреном платья, манекены, аксессуары и самих себя, буквально – растворяясь в Dior.

Именно так и разворачивается выставка в правом крыле здания – cо взмывающего по ступеням фасада бутика на 30 Avenue Montaigne к образам из самой первой коллекции New Look 1947 года и в одноименные залы, где в сотнях нишах под потолком теряются манекены с конструкциями будущих платьев из хлопка – в зеркальном потолке их мириады. И тут же, в нише, уже в обычной плоскости, реальные портнихи и швеи демонстрируют, как с помощью иголки и нитки создается эта материальная магия Dior.

Следом посетитель выставки попадает в «галерею славы» – зал, где в нишах в хронологическом порядке представлены ключевые работы всех преемников мэтра: Ива Сен-Лорана, Марка Боана, Джанфранко Ферре, Джона Гальяно, Рафа Симонса и Марии Грации Кьюри, нынешнего креативного директора Дома.

Этот променад почета на противоположных стенах сопровождается галереей блистательных модных фотографий главных авторов той или иной эпохи, от Ричарда Аведона и Ирвина Пенна до Сары Мун и Патрика Демаршелье.

В следующем зале в неоновых рамках вновь царят сам Диор и эволюция его костюмов, платьев и пальто классических черного, серого и красного «диоровских» цветов – так кураторы напоминают об основе основ того, что изучали и интерпретировали последователи мэтра. Вход в следующий, центральный, «бальный» зал экспозиции буквально ослепляет блеском 300 роскошных кутюрных платьев, созданных в Dior за семь десятилетий. Манекены в них отражаются в зеркальных стенах галереи, схожей с подобной же в Версальском дворце, и так же уходят ярусами под потолок, на котором проецируются то небесные тела, то эскизы Диора. И в этом меняющемся освещении, в мерцающем свете и без того пораженному 360-градусным великолепием посетителю демонстрируют еще и запечатленные на пленку выходы известных мировых красавиц, от кинозвезд до королевских особ, в этих самых платьях – живо воображаемый бал из кружащихся на танцполе образов, торжество кутюра.

Променад по выставке можно начать и с противоположного крыла музея, в котором принцип хронологического развития частично заменен темами творчества и источников вдохновения Диора и преемников. В одном зале собраны наряды с цветочным декором – Диор был заядлым садовником, и природа вдохновляла его своими творениями. В другом – наряды в духе эпохи Людовика XIV, столь любимой маэстро, в третьем – влияние шинуазри, Древнего Египта и культуры Черного континента на коллекции разных лет. Здесь особенно ценно, что модные экспонаты сопровождаются подлинными артефактами: статуэтками египетских фараонов, китайскими ширмами, африканскими масками, мебелью Людовика XIV или картиной «Сад художника в Живерни» Клода Моне, ставшей импульсом для знаменитого платья Miss Dior.

Неожиданно живо и воодушевляюще смотрятся залы Colorama, в которых экспозиция выстроена по, казалось бы, банальному принципу единого цвета. Но подобранные в витринах наряды, сумки, обувь, перчатки, головные уборы, меха, вуали, бижутерия и прочие аксессуары черного, красного, синего, фиолетового и желтого цветов остро подчеркивают, насколько же многообразен по формам и стилистическим интерпретациям был и остается мир Dior. Дополняют это бесконечное многообразие соседние залы, посвященные парфюмерной истории Дома и панораме образов, созданных для Dior видными мастерами макияжа.

На втором этаже стилистический словарь Дома делает особый акцент на личности маэстро, начиная с его детства в Гранвиле в фотографиях, сентиментальных предметах и письмах из дома-музея до увлечения молодого Диора современным передовым искусством того времени. Как известно, с 1928 по 1934 год Диор вместе с друзьями владел арт-галерей, и тут, на втором этаже, воспроизведена ее воображаемая экспозиция с реальными работами Дали, Джакометти, Кальдера, Фини, Кокто, Берара – имен тогда начинающих творцов, в которых разглядели будущий талант сам Кристиан Диор и его друзья.

Всего с легкой руки Флоранс Мюллер и Оливье Габе выставка так или иначе охватывает 23 разные темы, но преподнесены они так, что в одном зале видна взаимосвязь с предыдущими, а в конце выставки возвращаешься мыслями к ее началу и «слышишь» бесконечные диалоги экспонатов друг с другом. «Эта экспозиция словно огромная книга о Dior, которую тебе предстоит не прочитать, но увидеть, поскольку мы уже визуализировали ее для зрителя, но тем не менее эта книга полностью захватывает его внимание и непременно учит чему-то неизведанному о Доме», – рассуждает Флоранс Мюллер.

«Созданная нами выставка – это огромная интеллектуальная и эмоциональная работа для ее посетителя, – вторит Мюллер Оливье Габе, директор музея и куратор ретроспективы. – Она соткана из взаимосвязей и взаимовлияний личности одного выдающегося человека на все, что впоследствии было построено на его наследии». Последнее представлено с таким размахом, с таким мощным, обрушивающимся в каждом новом зале визуальным и эстетическим потоком, что зритель неизбежно покидает выставку c ощущением соприкосновения с чем-то великим. Что еще раз и требовалось доказать Дому Christian Dior в год своего 70-летия.

Фото: Adrien Dirand, Nicholas Alan Cope, Getty Images

Читайте также