Часовой бренд Glashutte Original вручил премию Music Festival Award

Награду получил британский виолончелист Стивен Иссерлис

Британский виолончелист Стивен Иссерлис известен среди любителей классической музыки во всем мире благодаря своей глубокой музыкальности и техническому совершенству игры. Солист, камерный исполнитель, педагог, писатель и даже радиоведущий, он одинаково блестяще исполняет шесть виолончельных сюит Баха на инструменте Страдивари Marquis de Corberon 1726 года, дает концерты для детской аудитории, пишет остроумные детские книги о жизни великих композиторов в духе «Почему Гендель покачивал париком?» и ведет радиопрограммы о классической музыке на BBC.

Такой незаурядный музыкант и человек, разумеется, удостоен множества наград и является одним из двух ныне здравствующих виолончелистов, введенных в Зал славы журнала Gramophone.

Еще одну почетную награду Иссерлис получил нынешним летом во время Дрезденского музыкального фестиваля. Вот уже четырнадцатый год подряд немецкая часовая компания Glashütte Original совместно с ежегодным Дрезденским музыкальным фестивалем выбирает одного выдающегося представителя музыкального мира, которому присуждает специальную награду – Glashütte Original MusicFestivalAward. В нынешнем году этот приз и получил Стивен Иссерлис.

Он присоединился к списку не менее талантливых музыкальных деятелей, которые за все эти годы были особо отмечены Glashütte Original. Среди первых лауреатов премии были дирижер Курт Мазур, балетмейстер Джон Ноймайер, оперный дирижер Иоахим Херц, скрипач Гидон Кремер и оперная певица Криста Людвиг.

Назначение в 2009 году Яна Фоглера интендантом Дрезденского фестиваля придало награде новую направленность. Изначально награда являлась лишь признанием вклада лауреата в развитие музыкального искусства и приверженности музыке на протяжении нескольких десятилетий. Но Фоглер предложил несколько расширить ракурс, по которому авторитетное жюри выбирало бы победителя года. Так, дирижеру Густаво Дудамелю премия впервые была вручена не только за его личные достижения, но и за поддержку молодых дарований. За содействие молодым музыкантам награды также были удостоены Валерий Гергиев, художественный руководитель и главный дирижер прославленного Мариинского театра; сэр Саймон Рэттл и возглавляемый им Берлинский филармонический оркестр; а также пианистка Элен Гримо, оперный и джазовый певец Томас Квастхофф и виртуозная скрипачка Хилари Хан. Следуя благородной идее награды, все они бескорыстно направляли призовые деньги, а это грант в 25 000 евро, на поддержку и развитие молодых талантов.

В свою очередь и приз, который из года в год получают лауреаты, создают именно молодые таланты мануфактуры Glashütte Original. В дизайне этой награды органично объединены традиции часового искусства и новейшие материалы: внутри квадратного блока из прозрачного пластика красуется «парящий» турбийон с 18 маленькими регулировочными винтами, и, хотя он и заключен в символические «оковы», сам механизм вполне реальный. В предверии проходящего в июне фестиваля он создается вручную двумя учащимися Школы часового искусства имени Альфреда Хельвига в городе Гласхютте. Уже несколько лет подряд это профессиональное училище, являющееся частью мануфактуры Glashütte Original, выпускает часовых мастеров, да и само учебное заведение названо в честь выдающегося мастера: в 1920 году часовщик Альфред Хельвиг придумал консольную конструкцию турбийона, закрепленного в механизме только с одной нижней стороны. Это новшество позволило полностью открыть для взора вращающуюся каретку со спуском, а такой турбийон стали называть парящим, или летящим. Теперь создание этого механизма в школе при мануфактуре считается олицетворением высшей степени профессионального мастерства часовщика и одновременно является данью уважения к его изобретателю.

Теперь символический парящий турбийон Glashütte Original является кульминацией другой церемонии – вручения премии мануфактуры музыкальным деятелям. Раньше эта церемония проходила в художественном музее изобразительных искусств Albertinum, но в последние годы естественным образом было решено предварять ее полноценным концертом в зале дрезденского Kulturpalast.

В нынешнем году Лондонский филармонический оркестр под управлением Владимира Юровского исполнял произведения русских композиторов: увертюру к «Ночи в Мадриде» Глинки, 15-ю симфонию Шостаковича и концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева, где солировал, разумеется, Стивен Иссерлис. А по окончании выступления выдающийся музыкант получил награду Glashütte Original MusicFestivalAward из рук президента часовой компании Томаса Майера.

«Стивен Иссерлис – не только один из самых интересных и экспрессивных виолончелистов нашего времени. Он является также музыкантом, который тем или иным творческим образом вовлечен в современную жизнь: пишет детские книги, философски комментирует явления в музыкальной и общественной сфере, одновременно представляя новые профессиональные работы. Я рад, что впервые в истории Glashütte Original MusicFestivalAward ее получит именно музыкант-виолончелист», – сказал Ян Фоглер, директор Дрезденского музыкального фестиваля.

Приз, который из года в год получают лауреаты, создают молодые таланты мануфактуры Glashütte Original

«Впервые» в истории награды бывало многое, ведь каждый год жюри, в которое входят и Фоглер, и культурный совет фестиваля, и авторитетные музыкальные критики, и президент Glashütte Original, стараются поощрять артистов разнообразных жанров, но одинаково разрушающих стереотипы в звучании, привычном слушателю.

Так, например, в прошлом году награду получил латвийский дирижер Андрис Нелсонс, чьи интерпретации классики от Малера до Шостаковича вернули интерес к ней в том числе и молодой аудитории меломанов. А в 2015 году приза удостоилась известнейшая исполнительница фаду Мариза. Ее творчество много лет способствует популяризации этой традиционной португальской музыки, которая в 2011 году была добавлена в список нематериального культурного наследия человечества UNESCO.

Среди лауреатов премии прошлых лет числятся такие известные и разные по своей музыкальной направленности деятели, как дирижер сэр Саймон Рэттл и оркестр Берлинской филармонии; венесуэльский дирижер Густаво Дудамель; пианистка Элен Гримо, по совместительству еще и профессиональный этолог и автор книг о волках; и двукратная обладательница Grammy скрипачка Хилари Хан.

«Как часовая мануфактура, приверженная традиционным ценностям, мы знаем, насколько важно сохранять накопленные знания в своей профессии, одновременно применять эти знания на новом техническом уровне и передавать их молодым талантам, – рассуждает президент Glashütte Original Томас Майер. – Этот процесс передачи опыта и у нас на мануфактуре требует чувствительности, предельного внимания, художественного таланта и оригинального подхода, а уж в музыке тем более. Поэтому мы каждый раз совместно с Дрезденским музыкальным фестивалем рады чествовать музыкальных деятелей, которые выражают свое искусство так же отточенно и с той же страстью, с какими мы выражаем ход времени».

Читайте также