Живые города: кому в мегаполисе жить хорошо?

Энергия пространства в сочетании с сельским уютом и чистым воздухом – таким видят город будущего эксперты и чиновники

Я родился в 1951 году и стал представителем первого поколения, увидевшего, как население Земли удвоилось. Все остальное за этим ростом не поспевает, и это создает много проблем», – признавался лауреат Нобелевской премии мира профессор Риккардо Валентини, выступая в августе на Московском урбанистическом форуме. Людей не просто становится больше, они еще и революционно меняют образ жизни. В 2008 году более половины населения Земли впервые в истории стало жить в городах, а к 2050 году на горожан придется уже 70% населения, напоминал участникам форума Саймон Хансен, региональный директор международной группы по устойчивому развитию городов C-40 Cities. Плохо это или хорошо?

Большое будущее

Для экономики развитие городов – безусловный плюс. США переживают возрождение мегаполисов, рассказывает американский урбанист Джефф Спек, под руководством которого разработано более 75 планов урбанизации территорий в разных штатах страны. Почти 60-летний цикл оттока населения в пригороды завершен, крупные компании, а за ними население стали возвращаться в городские центры. Например, Boeing в 2001 году перенес штаб-квартиру из пригорода Сиэтла в Чикаго, а Coca-Cola в 2015 году перевела сотрудников из округа Кобб в штате Джорджия в офисы в Атланте.

Капитализация у компаний со штаб-квартирой в центре выше, чем у тех, кто размещается в пригороде, говорит ученый. И он объясняет это совсем не тем, что у успешной компании больше денег на содержание офиса. «Дело в том, что бизнес связан с общением, и технологии – неравноценная замена личным встречам», – объясняет Спек. «Поэтому города, в которых можно назначить более четырех встреч в день в разных местах и успеть на них, позволяют бизнесу работать намного эффективнее», – считает он.

В 2008 году более половины населения Земли впервые в истории стало жить в городах, а к 2050 году на горожан придется уже 70% населения
Саймон Хансен
Региональный директор международной группы по устойчивому развитию городов C-40 Cities

Но главное, переезд компаний обратно в города позволяет им во многом улучшить жизнь своих сотрудников, привлечь талантливую молодежь, которая стремиться жить и работать в городе. «Например, ланч – это единственное время в течение рабочего дня, когда можно немного развлечься. Если ты работаешь в пригороде, ты либо приносишь еду с собой и разогреваешь ее в микроволновке в столовой, либо покупаешь невкусный сэндвич на месте. Или садишься в машину и проводишь полчаса в пробке по пути к нескольким скучным сетевым забегаловкам. А в центре города за пять минут можно дойти до нескольких десятков ресторанов. Бизнесу важно предложить эту возможность своим работникам», – объяснял Спек в интервью спецпроекту «Ведомостей».

Такие прозаические вещи делают крупные города центрами экономического роста. И это глобальный тренд. Будущее даже не за мегаполисами, а за супер­агломерациями – они выиграют в конкурентной борьбе за качественные трудовые ресурсы на мировом уровне, рассуждал председатель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин на дискуссии Петербургского международного экономического форума «Экономика 1000 городов». В России уже 75% населения живет в городах, но лишь 15 городов-миллионников, и лишь два из них – Москва и Петербург – входят в сотню крупнейших мировых городов, отмечал на сессии вице-премьер страны Игорь Шувалов. Нужно же стране 15–20 агломераций с общим населением 150 млн человек, считает он.

Одну из агломераций можно создать из Екатеринбурга, Челябинска и Перми, другую – из Нижнего Новгорода, Казани, Самары, делился идеями Кудрин. Эти города находятся на расстоянии, позволяющем объединить их скоростной транспортной системой, сократившей бы время передвижения между городами до 1,5–2 часов, объяснял он.

Это грандиозные планы на будущее, но начинать надо с более простых вещей – благоустройства существующих городов, соглашались участники дискуссии. Надежды на то, что Россия сможет стать технологическим и цифровым лидером, должны быть обеспечены городской инфраструктурой соответствующего качества – свободной и привлекательной для молодежи, признавал Кудрин.

Питательная среда

В этом году на создание благоприятной среды в российских городах выделено 42 млрд рублей – на принципах софинансирования из федерального и местных бюджетов, рассказывал «Ведомостям» министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Михаил Мень. Две трети этой суммы пойдет на благоустройство дворов, одна треть – на места, выбранные самими горожанами. «Губернаторы часто меня послушают и говорят: да, мы поняли, тротуары сделаем, лавочки поставим, фонари вкопаем. Я им объясняю: вы не поняли, это не просто хорошие дороги, отремонтированные фасады и посаженные деревья, все это, конечно, необходимо, но нам надо больше».

Чтобы объяснить, какими должны быть города будущего, Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) по поручению правительства готовит стандарты развития территорий. Они учитывают все тренды в развитии современных городов, и подготовить их АИЖК рассчитывает к концу 2017 году, объяснял гендиректор агентства Александр Плутник.

Пространство для творчества

Какой же должна быть среда в тех современных городах, о которых мечтают урбанисты? Мировой опыт показывает, что инфраструктура в центре городов должна ориентироваться на быстро растущий средний класс, особенно на его креативную часть, объясняет исполнительный вице-президент совета по конкурентоспособности США Чарльз Эванс.

Определение «креативный класс» впервые сформулировал в начале 2000-х американский экономист, доктор философии Ричард Флорида. В этот класс он включил людей, способных генерировать новые идеи, создавать новые виды бизнеса и применять новые подходы к старым: юристов, врачей, научных работников и инженеров, деятелей сферы искусства, культуры, развлечений и медиа. Деятельность этого класса станет залогом успешного экономического развития городов и регионов в постиндустриальную эпоху, объяснял Флорида. То, что создание в городах центров притяжения для креативного класса влечет за собой всплеск инноваций и экономической активности, обнаружил почти 20 лет назад американский социолог Роберт Кушинг.

Мировой опыт показывает, что инфраструктура в центре городов должна ориентироваться на быстро растущий средний класс, особенно на его креативную часть
Чарльз Эванс
Вице-президент совета по конкурентоспособности США

Что же привлекает представителей креативного класса? Им нужен безопасный, чистый, инновационный, инклюзивный город, предоставляющий возможности для всестороннего развития человека. Умный город, город с высоким качеством городской среды и высоким качеством жизни, перечисляет директор Градостроительной лаборатории Глазго профессор Брайан Марк Эванс.

Исследование малых американских городов, проведенное Университетом Мичигана в 2016 году, показало: в глазах американцев статус «классных» городов завоевывают те из них, кто создает в городе условия для развития предпринимательства, инвестирует в городскую среду, обустраивая приятные для горожан места, а также активно поддерживает развитие местных сообществ и уделяет много внимания подросткам. Последнее – очень важно, потому что те, у кого остаются теплые воспоминания о юности, более привязаны к малой родине и менее склонны ее покидать, чем те, кто с детства мечтал уехать из «этой глуши», показало исследование.

В градостроительном планировании город должен сочетать уют и кипучую энергию, убежден урбанист Джефф Спек. Современный город должен быть не только безопасен для пешехода, но и интересен ему, говорит он. «Если у людей есть выбор, они не захотят идти по скучной улице, где много пустых стен, унылых фасадов зданий или огромных парковок», – объясняет эксперт. Спек призывает забыть о городах, построенных по концепции адепта модернизма и функционализма Ле Корбюзье – с огромными кварталами, окруженными пустыми пространствами. Люди несчастны в таких городах, считает урбанист. Будущее – за небольшими кварталами из маленьких улиц, пригодных для пешеходов, заполненных магазинами, офисами и ресторанами. КБ «Стрелка», разрабатывающая для АИЖК стандарты благоустройства общественных пространств, именно этой концепции и придерживается.

Без спальных районов

Пока в России качественная городская среда в большом дефиците, признает представитель КБ «Стрелка». Чаще всего города организованы по принципу спальных районов, выстроенных вокруг заводов и фабрик. При такой застройке остро ощущается нехватка уличной сети, магазинов, общепита и услуг. По рекомендациям ООН, повседневные услуги, сервисы и в идеале развлечения должны находиться в 5–10-минутной пешеходной доступности от жилых домов, напоминает он. Это подтверждают исторические города: Париж, Санкт-Петербург, Вена – с плотной, функционально и визуально насыщенной застройкой, с оживленными общественными пространствам.

По оценке КБ «Стрелка», пока в России подобную застройку можно найти лишь на 8% городских территорий. Стандарты комплексного развития территорий предлагают изменять города по следующим принципам. Новые жилые кварталы в них должны быть небольшими – не более 2 га, а улицы в них шире 30 м. В каждом из кварталов на магазины, рестораны, кафе и офисы должно приходиться минимум 20% площадей. При этом жилая застройка должна быть достаточно плотной, не менее 18 000 кв. м на гектар – чтобы обеспечить потребителей для всей коммерческой инфраструктуры. Для сравнения – плотность застройки в московских районах хрущевок примерно в два раза ниже. И, кстати, московские власти собираются это изменить.

Московский опыт

Правительство Москвы, потратившее при мэре Сергее Собянине огромные деньги на благоустройство, готовится к самому масштабному проекту в этой области – сносу всех хрущевок и застройке освободившихся участков теми самыми современными кварталами. Объем необходимых для этого средств с трудом поддается подсчету. Понятно лишь, что он сильно превзойдет предыдущие расходы на городскую среду.

С 2011 по 2019 год затраты городского бюджета на нее составят 392 млрд рублей. Самый большой годовой бюджет, почти 87 млрд рублей, выделен как раз на 2017 год. Из них 50 млрд рублей пойдет на развитие исторических усадеб и «территорий для отдыха» – парков, скверов и других зеленых зон, а почти все остальное – на программу благоустройства «Моя улица», достигшую в этом году невиданного прежде размаха. Летом из-за работ по программе было практически парализовано автомобильное движение в центре Москвы, особенно на кольцах – Садовом и Бульварном. Пешеходам тоже приходилось нелегко: рабочие перекладывали тротуары практически по всему диаметру колец.

Критиков столь масштабного и неудобного для горожан благоустройства нашлось много. Тем не менее федеральные власти московского мэра полностью поддерживают и считают, что московский опыт надо распространить на всю страну. Москва благодаря произошедшим с ней переменам уже включилась в конкуренцию мировых городов, считает Шувалов. «Мэра много критикуют за программу благоустройства, в том числе за скорость ее выполнения, – объяснял вице-премьер. – Но представьте, что все остановится. Тогда от горожан поступит запрос на продолжение работы».

Инновации, но не комфорт

Как же результат работы московских властей выглядит издалека? В частности, Москва вошла в пятерку самых инновационных мегаполисов мира – такую радостную для московских властей новость сообщила этим летом консалтинговая компания PwC. По результатам ее исследования, российская столица оказалась на четвертой позиции в рейтинге после Сингапура, Лондона, Шанхая – и впереди замкнувшего пятерку Нью-Йорка.

Российская столица стала лидером по удобству информационных сервисов для горожан, по инфраструктурной готовности, открытому адаптивному образованию и цифровой экономике, сообщила PwC. «Приятно, что современная Москва уверенно занимает лидирующие позиции среди самых умных городов мира», — прокомментировал тогда результаты рейтинга руководитель департамента информационных технологий столицы Артем Ермолаев.

Действительно, в определенных областях команда московского мэра Сергея Собянина добилась технологического прорыва. Например, у многофункциональных центров «Мои документы», победивших бюрократию и упростивших процесс оформления документов для москвичей, критиков нет. И все же, хотя для жизни современного города технологии значат много, но не все. Недаром у других инициатив московских властей критиков хватает: им кажется, что город становится более красивым, но менее удобным для жизни.

В рейтинге самых удобных для жизни городов (The World’s Most Liveable Cities), составленном исследовательским подразделением группы The Economist, Москва, как и годом ранее, оказалась лишь на 80-м месте из 140. При этом она попала в пятерку городов, которые значительно ухудшили свои показатели за последние пять лет (результат 72,8 балла, падение на 5,6%). Составители рейтинга принимают во внимание безопасность, уровень доступности образования, здравоохранения, товаров и услуг для горожан; культурную и экологическую привлекательность и эффективность инфраструктуры. Климат и стоимость жизни не учитываются.

Лучшим для жизни городом уже седьмой год исследователи назвали австралийский Мельбурн. Он заработал 97,5 баллов из 100 возможных. На втором месте – столица Австрии Вена, на третьем – Ванкувер (Канада). Совсем чуть-чуть от него отстали канадские же Торонто и Калгари. В десятку лучших городов также вошли австралийские Аделаида и Перт, Окленд (Новая Зеландия), Хельсинки (Финляндия) и Гамбург (Германия).

Самым малопригодным для жизни большим городом The Economist навал Дамаск (Сирия). За ним следует Лагос (Нигерия) и Триполи (Ливия). Единственный не азиатский и не африканский город в десятке худших – столица Украины Киев, занявший 131-е место в рейтинге. Киев также оказался городом, условия жизни в котором за пять лет ухудшились наиболее сильно: он потерял больше 20 процентных пунктов. Показатели Киева обрушились после Майдана и до сих пор не восстановились из-за экономической нестабильности в стране и продолжающейся войны на Донбассе, указывают составители рейтинга.

На результат Москвы, как и других российских городов, повлияло нарастание напряженности в отношениях России с западными странами, что усиливает риски геополитической нестабильности, объясняет представитель The Economist Арти Лэд. Недостаток инвестиций в инфраструктуру – другая проблема, сохраняющаяся со времен СССР. Это и некоторые другие аспекты делают жизнь в Москве непростой, объясняет Лэд.

Задача для зеленых

Впрочем, Москва сталкивается с теми же проблемами, что и другие города, являющиеся центром притяжения для населения всей страны, пришли к выводу эксперты Московского урбанистического форума.

Быстрая урбанизация в мире стала вызовом для властей и общества, заставив их задуматься над тем, как избежать превращения городов в каменные джунгли. Все крупнейшие города мира страдают от отсутствия зелени, загрязнения окружающей среды, признавал сооснователь World Future Council Герберт Жерарде. Этот год стал одним из самых теплых в истории метеонаблюдений, практически все города столкнулись с жарой и засухой, отмечал Саймон Хансен, региональный директор международной группы по устойчивому развитию городов С-40. Вообще же последствия изменения климата ощутили на себе 70% из 90 крупных городов, входящих в группу C-40 Cities. В их числе и Москва. Это доказывает, что пора выйти за рамки лозунгов и перейти к созданию городов, пригодных для жизни, заключал Жерарде.

Стандарты комплексного развития территорий предлагают изменять города по следующим принципам. Новые жилые кварталы должны быть небольшими – не более 2 га, а улицы в них – шире 30 м. В каждом из кварталов на магазины, рестораны, кафе и офисы должно приходиться минимум 20% площадей. При этом жилая застройка должна быть плотной, не менее 18 000 кв. м на гектар

По всему миру – от Москвы до Йоханнесбурга и Пекина – сити-менеджеры пытаются снизить воздействие на окружающую среду, признавал Хансен. «Мы развиваем системы общественного транспорта, энергетической эффективности, защищаем природу и здоровье людей. Руководство городов, с поддержки правительства своих стран, вынуждено заниматься этими вопросами на ежедневной основе», – подтверждал на Московском урбанистическом форуме Эмани Кумар, заместитель генерального секретаря ассоциации ICLEI, объединяющей мелкие и средние города.

Принципы решения проблем известны: реформа промышленности, городского хозяйства и транспортной системы с целью снизить потребление энергии и объем выбросов, охрана и развитие городских экосистем. Сильнее всего воздух городов загрязняют автомобили, стоящие в пробках, и решить эту проблему без пересаживания автомобилистов в общественный транспорт и на велосипеды не получится – это необходимая часть политики по снижению выбросов, отмечал тот же Хансен.

Новость для автомобилистов

Признак современного продвинутого города – это не бедные за рулем, а богатые в общественном транспорте, считает мэр Боготы Энрике Пеньялоса. «Нам нужно модернизировать транспортную систему – отходить от личных автомашин, менять менталитет. У нас в Берлине есть планы инвестировать очень серьезные средства в развитие новой транспортной инфраструктуры. Так, в течение следующих шести лет будет вложено 200 млн евро в одно только развитие велодорожек, потратимся и на развитие общественного транспорта», – рассказывала на Московском урбанистическом форуме Регина Гюнтер, представитель департамента во вопросам окружающей среды и транспорта Берлина. «Мы заново открываем для себя Берлин, поставив задачу сделать его более мобильным, более экологичным и более безопасным», – объясняла она.

Расширение дороги не приводит к исчезновению пробок, также как сужение их не усиливает – в это сложно поверить, но это доказывает многолетний опыт работы, уверяет Джефф Спек. Когда разобрали шоссе Embarcadero в Сан-Франциско, когда автомобильную трассу Чхонгечхон в Сеуле заменили на парк и бульвар с небольшим водоемом, количество пробок в этих городах не увеличилось, объясняет он. Люди просто изменили свои привычки: может быть, они перестали ездить в час пик, начали использовать автомобиль совместно или ездить на общественном транспорте или велосипедах. Так что надо придумывать новое использование для части автомобильных полос. В США их отдают под велодорожки или выделенные полосы для городского транспорта, рассказывает Спек.

Почему же в этих городах реформа транспортной сети не вызывает таких агрессивных протестов у населения, как в Москве? Ни один из опрошенных «Ведомостями» урбанистов не смог ответить на этот вопрос, сославшись на недостаточное знание ситуации.

Очень важно сначала убедить жителей в необходимости подобных инициатив, а потом уже приступить к их реализации, делится берлинским опытом Регина Гюнтер. Перед разработкой реформ мэрия Берлина провела серьезные социологические исследования. «По их данным, 60% берлинцев ожидают, что мы будем развивать общественный транспорт и велосипедную инфраструктуру», – говорит она. Личным автомобилям в обновленном Берлине тоже найдется место, обещает она, – но только тем, у которых установлен электродвигатель. Берлинские власти ускоряют развитие инфраструктуры для обслуживания электромобилей и надеются, что к 2030 году в городе не останется автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, делится планами Гюнтер.

Зелень вместо бетона

Как еще улучшить жизнь в мегаполисе? Сделать его менее похожим на город в привычном понимании этого слова – то есть на царство бетона и стекла, дает совет Томас Ауэр, эксперт по инженерии климата компании Transsolar. Он советует по максимуму заменить бетонные и каменные покрытия на землю, траву и деревья, озеленить дома, обогревать их солнечной энергией.

И власти Москвы эту концепцию поддерживают. В российской столице формируется понимание того, что экосистемные услуги определяют качество жизни горожан, говорит руководитель московского департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский.

Москве повезло: из-за того что развитие транспорта и промышленности в городе долгое время отставало от самых прогрессивных городов мира, российской столице удалось сохранить нетронутыми девственные просторы, и она недаром считается одним из самых зеленых мегаполисов мира, объясняет далее Кульбачевский. Около 18% территорий «старой» Москвы – это ее природное богатство – леса, луга, водоболотные угодья.

Иногда отставать не так уж плохо. Вернее, не торопиться. В 1980-х зарубежные специалисты по защите природы восхищались нестрижеными московскими газонами и лужайками. «У вас потрясающее разнотравье, как в дикой природе, мы к этому стремимся, но это так сложно, говорили они», – вспоминает Галина Морозова, руководитель Московского городского общества защиты природы, возглавлявшая с 1997 по 2006 год в НИиПИ Генплана отделение по охране природного комплекса Москвы, в т. ч. – особо охраняемых природных территорий.

В Москве «зеленая политика» давно применяется во всех сферах городского хозяйства, и это дает эффект, уверяет Кульбачевский. Так, за пять лет тепловые выбросы сократились на 30%, количество вредных выбросов от автотранспорта в результате предпринятых властями мер за шесть лет снизилось практически в два раза, говорит он. За это время в городе было создано 400 новых парковых территорий, город открывается для пешеходов, продолжал руководитель департамента.

главную ценность для города представляют его «зеленые легкие» – нетронутые урбанизацией территории. Около 18% территорий «старой» Москвы – это ее природное богатство: леса, луга...

Хотя в старой Москве мало места для зеленых территорий, за счет реновации промзон их площадь можно увеличить на 5–6% – и это планируется сделать. Улучшается озеленение и в московских дворах – по программе «Миллион деревьев» мэрия по заявкам жителей высадила во дворах 1,8 млн деревьев и кустарников. «Сейчас идет очередной этап программы «Моя улица», и в центре передвигаться трудно, но через полтора месяца люди выйдут и скажут: большое спасибо за такую красоту», – считает Кульбачевский.

Как раз с благоустройством, особенно в охраняемых природных зонах, Москва слишком торопится, переживает Морозова. Авторы проектов по облагораживанию парков и других зеленых зон повсеместно стремятся устроить на месте естественных лужаек и лугов газоны на искусственных почвах, что угрожает биоразнообразию, приводит к исчезновению редких насекомых, птиц и животных, сожалеет она. Самые большие средства в городе тратятся на урбанистическое благоустройство зеленых территорий – мощение дорожек, установку освещения и т. д. Но это борьба с дикой природой, а не ее сохранение, подчеркивает эксперт.

И вот тут Москва как раз отстает от других крупных городов – уже пришедших к выводу, что главную ценность для города представляют его «зеленые легкие» – нетронутые урбанизацией территории.

Несмотря на то что власти Берлина возлагают большие надежды на «культурное» озеленение, например на проект «зеленые крыши Берлина», предусматривающий возможность создания садов на всех крышах города, задачи облагородить природные территории нет, рассказывает Регина Гюнтер. Напротив, чиновники бережно охраняют «зеленое наследие» города, будь это исторические парки или небольшие болота и озера, подчеркивает она.

В Нью-Йорке один из самых крупных проектов по преобразованию заброшенных территорий – создание национального парка Фрэшкиллс на месте крупнейшей в мире свалки, работавшей на окраине Нью-Йорка более 50 лет. К 2030 году здесь на территории 890 га – что почти в три раза больше площади любого из существующих парков города – должны появиться цветущие холмы и чистые реки, рассказывала руководитель исследовательского отдела парков Нью-Йорка Кейт Филд. Мусорный полигон был закрыт в 2001 году, и очищенные от отходов пространства вернулись к своему исход­ному состоянию заболоченных лугов.

Урбанизировать территорию не будут, сохранив классический пейзаж с болотами и многочисленными ручьями, рассказывает Филд. «Мы создаем экосистему посреди агломерации. Здесь уже находят приют птицы во время перелета на юг, здесь гнездятся постоянные обитатели этих краев», – объясняет она. Нельзя сказать, что природный вид этих мест оптимален для занятий спортом или отдыха на свежем воздухе, но создатели парка не хотят их сильно менять и отдали предпочтение дикой природе, говорит Кейт Филд. Дорожки, спортивные объекты и прочие блага цивилизации займут лишь малую часть парка, обещает она.

Рост городов – это не катаклизм, если процесс урбанизации грамотно спланирован, он может стать фактором развития природных территорий, сходятся во мнении эксперты. Примеры уже есть: вредные выбросы в Мюнхене сейчас на 50% ниже, чем во многих сельских районах Германии, приводит пример Ауэр из Transsolar. Так что жить в большом городе и дышать свежим воздухом – это история из жизни, а не из фантастического романа, уверяет он.

Читайте также