Итальянская фарфоровая мануфактура Richard Ginori переживает второе рождение

И открывает в России первый монобрендовый бутик

Слово «джинори» (ginori) для итальянцев давно стало именем нарицательным – так называют изящные фарфоровые тарелки, даже не задумываясь об этимологии этого термина. А вот Richard Ginori – это старейшая фарфоровая мануфактура, основанная маркизом Карлом Андреа Джинори еще в 1735 году в фамильном поместье Дочча в Тоскане и бесперебойно работавшая почти триста лет.

К концу XIX века мануфактура разрослась до солидного промышленного комплекса со штатом 1000 человек. Тогда же произошло объединение мануфактуры с миланским керамическим заводом Augusto Richard (отсюда и двойное название компании – Richard Ginori).

Четыре года назад итальянский производитель пережил кризис и оказался на грани ликвидации. Наследники основателя продали фабрики в Милане, Генуе, Пизе и Ливорно под жилье премиум-класса и бизнес-центры, а единственный уцелевший завод во Флоренции впервые за всю историю существования Richard Ginori встал.

К счастью, этот заводик выкупил инвестиционный фонд и нанял новых менеджеров спасать бренд. Так компания Richard Ginori вступила в новую эру.

«Наша первостепенная задача – вывести старинную итальянскую мануфактуру на высокий уровень, сделать ее глобальной компанией, – рассказывает главный управляющий директор бренда Джованни Джункеди. – При этом, на мой взгляд, важно не потерять главное: бережно хранить историю и секреты мастерства и адаптировать все достижения к современным реалиям. В поместье основателя, маркиза Карла Джинори, теперь находятся библиотека и архив компании – в нем хранятся формы и эскизы за всю историю бренда. А первым коллекционером был как раз сам маркиз – он стал собирать изделия мануфактуры с 1744 года. Вообразите: бесконечные ряды полок от пола до потолка, покрытых вековой пылью... И наши мастера частенько эту пыль стряхивают, заглядывая в архив, чтобы подпитаться идеями, придумать новые трактовки. Например, находит мастер скульптуру в виде орла, берет ее, делает на компьютере 3D-модель и начинает творить, создавая новый продукт, современный, но со старинным духом».

Рисунки и орнаменты – в числе главных сокровищ архива. Одним из самых знаменитых мотивов был Frutti Italiani: крупные и сочные фрукты – инжир, яблоки и сливы. Рисунок был придуман в 1740 году для росписи фарфора с дефектами, а в итоге оказался настолько удачным и оригинальным, что стал визитной карточкой марки.

Среди других ключевых росписей – птицы Voliere, созданные по мотивам ботанических пособий XIX века, а также амазонки Venatoria (переосмысленные охотничьи сценки, придуманные архитектором Джо Понти в 1928 году).

Мануфактура производит фарфоровые сервизы, вазы, тарелки и чашки. Можно заказать и солидный фамильный сервиз с именным штемпелем. Но особая гордость компании – статуэтки: миниатюрные реплики классических монументальных скульптур XVI века Микеланджело Буонаротти из капеллы Медичи. В каждой такой скульптуре более сотни частей, изготовленных и соединенных вручную путем сложной системы креплений.

«Хотя многие операции делаются сегодня в компьютерных программах, ценность нашего продукта – это ручная работа. У нас на мануфактуре работает около 90 художников, – рассказывает Джованни Джункеди. – Все тонкие операции выполняются без применения станков. Вы знали, например, что приклеить ручку к чашке, чтобы она идеально держалась и смотрелась, – это тонкая работа?! Температура глины ручки и самой чашки должна быть одинаковой, иначе будет брак. И поймать эту температуру – целое искусство».

Мастера Richard Ginori сегодня используют те же техники, что и в XVIII веке: гипсовые формы пропитывают оливковым маслом или марсельским мылом, затем заливают в них фарфоровую смесь (каолин, кварц и полевой шпат в выверенных пропорциях). В течение суток заготовки обжигают в печах, раскаленных до 1000 градусов, чтобы получить шероховатый фарфор, который итальянцы назвают biscotto (бисквит). А блеск и глянец появляются уже после второго обжига, более продолжительного и еще более горячего.

Прикоснуться к высокому искусству и взять частицу себе домой теперь можно и в Москве: не так давно в «Петровском пассаже» открылся первый российский бутик Richard Ginori. Пространство магазина выполнено в стиле старинного итальянского палаццо: здесь и потолок с лепниной и затейливой отделкой «буазери», и резные деревянные шкафы, и массивные люстры, и уютный камин.

«Московский бутик – это первый монобрендовый магазин за границей Италии! Мы очень признательны нашему русскому партнеру группе компаний Bosco di Ciliegi и лично председателю наблюдательного совета Михаилу Куснировичу, который всегда ценил изделия Richard Ginori и у которого дома множество винтажных и современных произведений мануфактуры», – говорит Джованни Джункеди.

Что касается других иностранных рынков, руководство компании с интересом смотрит в сторону Китая. «Понятно, что Китай сегодня важен многим европейским компаниям как перспективный, быстрорастущий рынок. Но особенный интерес он представляет для фарфоровой компании, хоть для нее он и сложен. Ведь это настоящий вызов – прийти в Китай, на древнюю родину фарфора, со своей европейской продукцией и завоевать искушенного потребителя», – говорит Джункеди.

Ну а главным рынком для Richard Ginori все равно остается Италия. «Эта прекрасная страна – наш дом, наше вдохновение, наше наследие», – улыбается Джованни Джункеди.

Читайте также