Восток стал еще ближе к Западу

«Нам нравится, когда наши украшения вызывают вопросы», – уверяет Альбер Богоссян, глава ювелирного бренда Boghossian

Десять лет успешной истории в современном мире независимых ювелирных брендов в Западной Европе или полтора века становления богатых ювелирных традиций на Ближнем Востоке? И то и другое имеет непосредственное отношение к Boghossian, и к бренду, и к фамилии одновременно.

В нынешнем мире роскоши фамилия Богоссян стала известна в 2008 году, когда братья Альбер и Жан Богоссяны решил превратить закрытый семейный бизнес по созданию уникальных украшений на заказ в официальный ювелирный бренд. Тогда они дали ему название Bogh-Art, производную от фамилии и слова «искусство», на которое более чем могли претендовать созданные ими украшения.

На самом деле многие знатоки и ценители редких драгоценных творений уже давно и прекрасно были знакомы с творчеством семьи ювелиров. До Альбера и Жана пять поколений семьи Богоссянов занимались ювелирным делом.

Точкой отсчета этой семейной саги считается 1868 год, когда в городе Мардине в юго-восточной Турции, армянском поселении, через которое когда-то проходил Великий шелковый путь, Ованес Богоссян открыл ювелирную мастерскую и стал продавать готовые украшения и местным жителям, и проезжим торговцам.

Свое дело Ованес передал наследникам, в том числе внуку Оганесу. Тот много путешествовал по всему Ближнему Востоку в поисках драгоценных камней и жемчуга – Алеппо, Бейрут и Каир – и стал еще и видным торговцем драгоценностями.

Но это успешное семейное предприятие было уничтожено потрясениями Первой мировой войны, когда армян вынудили покинуть родные места. Богоссяны осели в Алеппо, в Сирии, и в 1919 году Оганес смог открыть здесь новую мастерскую и вновь стал создавать украшения. Он сам и в свою очередь его сыновья продолжали путешествовать по миру в поисках уникальных драгоценных камней и художественных традиций, которые можно было бы воплотить в украшениях, – эта творческая неуспокоенность и сегодня является отличительной чертой бренда.

В 1950 году Роберт Богоссян, старший сын Оганеса, отправился в Китай, где ему удалось договориться о поставках жемчуга. Это позволило Boghossian стать главным поставщиком натурального жемчуга на Ближний Восток на долгие годы.

В 1960 году политическая обстановка вновь заставила семью сменить место жительства – и Богоссяны перебрались в Бейрут, который тогда слыл «Швейцарией Ближнего Востока». Здесь ювелирное дело стало процветать, но снова недолго: начавшаяся гражданская война в Ливане в 1975 году в который раз вынудила семью сняться с места.

К тому времени Жан, старший сын Роберта, стал настоящим экспертом по цветным драгоценным камням и разыскивал редкие экземпляры во время своих путешествий в Индию, Бирму, Таиланд, Колумбию, а также в мировые центры огранки и торговли камнями. И потому Жан решил переехать в Антверпен, где быстро приобрел известность как поставщик бриллиантов и специалист по изумрудам, рубинам и сапфирам.

Другая часть семьи обосновалась в Женеве, и здесь же в 1980 году младший брат Жана Альбер возглавил ювелирный бизнес и многие годы успешно занимался созданием единственных в своем роде драгоценностей на заказ.

Получив полную свободу, финансовую и творческую, Альбер начал экспериментировать с ювелирными техниками и придумал два ноу-хау бренда: «Искусство инкрустации» (Inlay) и «Целующиеся бриллианты» (Kissing Diamonds). Собственно сам технический принцип инкрустации существовал в декоративно-прикладном искусстве тысячелетиями – Богоссян сумел применить его к миниатюрным ювелирным изделиям и безукоризненно помещать один драгоценный камень внутрь другого, как правило, поделочного, создавая иллюзию единого целого. «Целующиеся бриллианты» – это особый и уникальный способ закрепки одного драгоценного камня в непосредственной близости друг от друга, словно «в объятиях», так, чтобы усиливались игра света и идущее от них сияние.

«От Востока мы заимствуем художественные мотивы, изящество, женственность, интригу, а от Запада – инновации и идеи модернизма»
Альбер Богоссян
глава ювелирного бренда Boghossian

«Мы всегда хотели привнести в ювелирное искусство нечто новое, раздвинуть его границы, бросить вызов его стандартам и потому внедряем в наши изделия инновации и разрабатываем оригинальный дизайн, в котором, тем не менее, всегда есть место традициям. Нам нравится, когда наши украшения вызывают вопросы: как, откуда, почему? Мы хотим удивлять» – так объясняет Альбер Богоссян свое постоянное стремление расширять горизонты возможного в ювелирном ремесле и поиск новых форм взаимодействия драгоценного камня и света.

Так желание свести к минимуму использование металла привело в начале 2017 года к изобретению еще одной техники, которая, как и коллекция украшений, в ней созданная, получила название Les Merveilles. Каждая драгоценность, изготовленная в этой инновационной технике закрепки камней, усыпана с четырех сторон драгоценными камнями практически вплотную друг к другу столь деликатно, что сложно понять, что держит их вместе на почти невидимой металлической основе.

Сегодня эти три ноу-хау, а также множество фирменных технических и художественных приемов в конструкции украшений вкупе с редкими экземплярами драгоценных камней и составляют творческий «багаж» бренда. Он был и остается известен своими драгоценностями, в стиле которых восточные мотивы и традиции декоративно-прикладного искусства гармонично заключены в европейские формы и наоборот. «От Востока мы заимствуем художественные мотивы, изящество, женственность, интригу, а от Запада – инновации и идеи модернизма», – объясняет Альбер.

Вот уже четыре года бренд существует под фамилией Boghossian, что вполне логично: Альбер и Жан принадлежат к пятому поколению ювелиров и дилеров драгоценных камней, а тем временем в семейное дело уже активно вовлечены их собственные дети, шестое поколение Богоссянов – Роберто, Ральф и Далия. «Мы столько привнесли в ювелирный бизнес как семья за последние полстолетия, что уже заслужили право творить под своей фамилией», – объясняет Альбер.

К тому же под фамилией Богоссян уже не первое десятилетие действует The Boghossian Foundation, благотворительный фонд, помогающий многим социальным и гуманитарным проектам. Впрочем, эту деятельность в семье предпочитают не афишировать. И, напротив, с энтузиазмом славят художественную активность Villa Empain в Брюсселе – в этом выставочном пространстве вот уже десять лет регулярно проводятся экспозиции, в которых произведения искусства так или иначе ведут обогащающий диалог восточной и западной цивилизаций.

30 мая 2017 года на аукционе Christie’s «Magnificent Jewels» в Гонконге колье Boghossian под названием Palmette было продано за $5,9 млн, побив таким образом рекорд стоимости ожерелья с необлагороженными изумрудами

В этом диалоге и сама семья Богоссян, и создаваемые в ней украшения существуют уже многие годы. И когда Альбер Богоссян подчеркивает, что одной из его творческих целей является сохранение культуры и традиций Востока в западных инновационных формах, это, пожалуй, не является преувеличением.

Так, 30 мая 2017 года на аукционе Christie’s «Magnificent Jewels» в Гонконге колье Boghossian под названием Palmette было продано за $5,9 млн, побив таким образом рекорд стоимости ожерелья с необлагороженными изумрудами. «Для меня это украшение было ценно даже не одиннадцатью идеально подобранными колумбийскими изумрудами, а своим дизайном – главный его мотив мы с дизайнером Эдмоном Чином, соавтором этой вещи, позаимствовали из декора архитектуры Пальмиры и огранили изумруды в форме «пальметты». И в тот же день, когда это колье было закончено, стало известно, что древняя Пальмира была окончательно разрушена террористами. И это пример того, как мы созидаем и обогащаем художественное наследие человеческой цивилизации».

Читайте также