Русский след обнаружен в высоких ювелирных коллекциях

Блеск зимы и белоснежные пейзажи – на языке украшений

Россия – с ее бескрайними просторами, суровыми морозами, загадочной душой, монументальной литературой от Толстого до Пастернака, золотыми куполами на фоне морозного неба, византийской роскошью убранства церквей – не раз служила вдохновением для ювелирных дизайнеров.

Образ нашей страны, что исторически сложился в менталитете западных творцов, время от времени вдохновляет их на создание драгоценностей на все вышеперечисленные мотивы.

И как бы они ни воплощались в драгоценных материалах – в фигуративных или геометрических формах, – цветовая палитра у них, как правило, едина: холодные бесцветные бриллианты и белоснежный жемчуг, синие сапфиры и голубые аквамарины.

Впрочем, когда возникает тема византийской художественной традиции, здесь краски могут стать насыщеннее и ярче.

Название коллекции Hiver Imperial, или «Имперская зима», французского ювелирного Дома Boucheron напрямую отсылает к холодному времени в Pоссийской империи.

В трех темах этого собрания арт-директор Клер Шоань и ее команда выразили все свои ассоциации с данным явлением, то ли природным, то ли геополитическим, а на самом деле – культурологическим. Колье-воротники и браслеты-манжеты, сплетенные из лент жемчуга, серьги в виде капель аквамаринов и высокие бриллиантовые кольца в линии Femme Boréales – это украшения для русских цариц и боярынь, какими они предстают на полотнах Маковского и Васнецова.

Украшения из линии L’Anneau d’Or воплощают собой архитектурные шедевры городов Золотого кольца, и поэтому силуэты серег, колец и браслетов напоминают здесь элементы конструкции и декора древних церквей. Гарнитур под названием «Ростов» особенно интересен тем, что линии белого золота и узор из бриллиантов оплетают формы из окаменелого древнего дерева, найденного в российской земле. Морды лисиц и енотов и головы сов, замершие в кольцах, хоровод застывших в колье снежинок, словно льдинки из хрусталя в серьгах, заиндевевший лист в броши – украшения из линии Lumière de Nuit вдохновлены холодной красотой полярной природы и излучают особый белый свет, характерный для северных широт.

Россия – с ее бескрайними просторами, суровыми морозами, загадочной душой, монументальной литературой, золотыми куполами, византийской роскошью убранства церквей – не раз служила вдохновением для ювелирных дизайнеров

Впрочем, в этой коллекции Boucheron хороши не только легкие замысловатые конструкции украшений и изящный рисунок драгоценных камней, но и просто названия предметов – «Байкал», «Ярославль», «Невеста», «Звездная ночь»…

Понятие «имперский» появляется и в Conquetes, новой высокоювелирной коллекции французского Дома Louis Vuitton. Правда, не в теме, а в названии императорского топаза. Высокий «титул» в отношении этого драгоценного камня весьма относителен с геммологической точки зрения, тем не менее исторически топазы теплого оранжево-золотисто-розового оттенка в европейских месторождениях встречались довольно редко, и бытует легенда, что в XIX веке подобные образцы сразу направлялись к ювелирам царской семьи, и только к ним. В ХХ веке такие топазы происходят из бразильских копий, где любят подчеркивать их «императорский» статус.

Так или иначе, императорский топаз окружают бриллиантовые узоры на основе фирменных форм монограмм, не столь буквальных, как прежде, а более завуалированных и изящных в стиле Belle Epoque и ар-деко. Впрочем, в отличие от этого драгоценного камня цвета пламенеющего восхода голубой турмалин в украшениях с белоснежным жемчугом смотрится куда более «по-русски».

Именно так выглядят и украшения Valses d’Hiver, одной из линий высокоювелирной коллекции Chaumet est un Fete. Этот «зимний вальс» французского Дома Chaumet соткан из витиеватых, словно морозных, узоров из белого золота, бесцветных бриллиантов и жемчуга.

На фоне множества вариаций серег, колец и браслетов особо возвышается ажурная тиара – парадное украшение для прически, в котором Дом Chaumet большой специалист уже не первое столетие и без которого не обходился ни один выход в свет при дворе русских царей.

В швейцарском Доме Chopard никто не заговаривал о русской теме напрямую, но Каролина Шойфеле, большая мастерица по плетению разнообразных узоров из бесцветных бриллиантов, представила и в собрании Red Carpet 2017, и в капсульной коллекции The Silk Road, созданной совместно с китайским дизайнером Гуо Пей, драгоценности вполне в отстраненном «зимнем» духе. Заиндевевшие узоры в колье-воротниках и сотуары с бриллиантовыми снежинками идеально вписываются в европейское представление о зимней красоте России.

Высокоювелирная коллекция Resonances de Cartier интерпретирует много разных фирменных тем этого французского Дома, но сочетание геометрических форм бриллиантов и синих сапфиров с серьгах, кольцах и длинных сотуарах ассоциируется с парадными нарядами российского двора 1910-х годов – недаром Cartier был официальным ювелиром русских императоров.

И Фаваз Груози в своем новом «высоком» собрании Melody of Diamonds не думал явно о российских холодах, но в этой коллекции немало великолепных серег и колец, похожих на застывшие ледяные формы, тронутые россыпью сапфиров или «подпушкой» изумрудов.

А вот Джампьеро Бодино, создавая свою новую коллекцию, и вовсе думал о красоте природы своего родного Средиземноморья – она так и называется Mediterranea. Но среди множества теплых драгоценностей Giampiero Bodino имеются браслеты-манжеты из бусин синих сапфиров и акцентов бриллиантов, и они вполне выглядят как манжеты парадных нарядов русских боярынь.

Sunlight Journey, выcокоювелирная коллекция швейцарского Дома Piaget, также посвящена радужному Средиземноморью или солнечному путешествию на любой другой теплый жизнерадостный морской берег. Но геометрия узоров и гамма из деграде оттенков синих и голубых сапфиров огранки «багет» в сочетании с бриллиантами вызывает стойкие ассоциации с «русским» вдохновением.

А вот в ювелирном подразделении Дома Chanel создали капсульную коллекцию – посвящение России, вернее, всем тем тесным дружеским, любовным и творческим связям Габриэль Шанель.

Inspiration Russie состоит из семи украшений – объединенных в четыре гарнитура браслетов и колец, – и каждое носит имя мужчины, оставившего заметный след в творчестве Мадемуазель.

И пусть украшения с именами «Дмитрий», «Игорь», «Сергей», «Вацлав» имеют конкретные художественные ассоциации с князем Дмитрием, со Стравинским, с Дягилевым и Нижинским, в общем и целом эти изделия продолжают традицию знаковых браслетов-манжет Chanel. Украшенные узором из цветных драгоценных камней в визайнтийском духе, они были созданы Шанель в тандеме с Фулько ди Вердура, выдающимся дизайнером и тоже другом модельера. Вот только его имя осталось не запечатленным в этих ювелирных формах. И потому, что граф не был русским, и потому, что в украшениях из нынешней капсульной коллекции византийская роскошь «приглушена» холодной графикой российских пейзажей и красками русского авангарда 1920-х годов.

Читайте также