Артистический директор Dior Joaillerie приглашает в сады Версаля

Виктуар де Кастеллан сумела передать на ювелирном языке все великолепие паркового ансамбля

Вот уже двадцать лет кряду творчество Виктуар де Кастеллан, артистического директора ювелирных коллекций Dior, вдохновлено наследием французского модного Дома, эстетическими кодами, которые в него заложил Кристиан Диор, а также его личными вкусами и пристрастиями.

В разные годы Виктуар воплощала в драгоценных материалах то кутюрные мотивы, то нежно любимые маэстро розы, а вот в прошлом году «отправилась» за вдохновением в Версаль.

Как известно, Кристиан Диор обожал эпоху Людовика XVI и возведенный при короле в абсолют Версальский дворец с прилегающим к нему парковым ансамблем. Обожал настолько, что в 1947 году попросил Виктора Гранпьера, декоратора и своего друга, оформить салоны Дома на авеню Монтень в стиле XVIII века, в духе королевы Марии-Антуанетты и в стиле интерьеров Версаля.

С этого момента началась взаимосвязанная история Дома и дворца, декор которого потом не раз будет вдохновлять Диора на создание многочисленных искрящихся кутюрных нарядов по мотивам и деталям, подсмотренным им в Версале.

Год назад, вслед за маэстро, в высокоювелирной коллекции Dior a Versailles де Кастеллан передала великолепное убранство и декор парадных залов и приватных апартаментов дворца, а в нынешнем году она «вышла» из его анфилад прямо в сад.

Ювелирное собрание Dior à Versailles, coté jardins, созданное в год 70-летнего юбилея Дома, получилось самым масштабным в его истории – 66 драгоценностей и ювелирных часов с секретом на заданную тему.

«В каждом украшении я старалась раскрыть парадоксальное сочетание укрощенной природной стихии и рукотворного начала, сочетание, характерное для Ленотра, автора ансамбля Версаля», – рассказывает Виктуар о замысле коллекции и украшений в ней.

Главный садовник Людовика XIV (а ансамбль Версаля начал складываться еще при этом императоре) Андре Ленотр, талантливейший парковый архитектор, сумел на 900 га парка упорядочить красоту природы в регулярных архитектурных рамках и гармонично соединить здесь уходящие за горизонт песочные аллеи и потаенные беседки, клумбы цветов и идеально подстриженные кусты, взмывающие вверх фонтаны и гладь фигурных прудов.

Творческая задача де Кастеллан состояла в том, чтобы передать на ювелирном языке тот же эффект регулярного французского сада не без влияния английской стихийности. Удалось артистическому директору Dior Joaillerie это так полнокровно, что прогулка по коллекции завораживает едва ли не больше, чем по самому парку Версаля.

Ювелирное собрание Dior à Versailles, coté jardins также богато на парадоксы и сочетания, казалось бы, несочетаемого.

Пышные цветочные и растительные композиции колье, браслетов и колец из дюжины цветных драгоценных камней имеют в своей основе конструкцию парковых беседок и словно бы обвивают ее решетки в продуманном «хаотическом» порядке.

Водяную гладь прудов и мутноватую глубину фонтанов Виктуар передает с помощью крупных прозрачных аквамаринов и ярких опалов, которые окружены не только флористическим великолепием, но и вырезанными из хрусталя в технике глиптики морскими раковинами, столь характерными для парковой архитектуры, – подобный элемент появляется в коллекциях Dior впервые.

Пышные соцветия и букеты, регулярные клумбы и вазоны выложены из изумрудов и нефритов, агатов, амазонитов, а цветы из них – из разноцветных сапфиров, спессартинов, рубинов, шпинелей, турмалинов, цаворитов и брызг бриллиантов.

Причем в одном украшении гармонично сочетаются не только несколько контрастных цветов, но и несколько видов огранок камней, где-то фантазийная огранка просто напоминает регулярно подстриженные кусты, в других – ограничивается формой лепестков.

Как известно, Виктуар де Кастеллан – большой мастер не только в укрощении буйной колористики, но и в создании сбалансированной асимметрии, и примером этого ее таланта в коллекции служат серьги. Из дюжины пар ни одна из них не является симметричной.

Возможно, в отличие от Ленотра артистический директор Dior Joaillerie передала в своих творениях буйство природы сильнее, чем ее подчинение регулярной архитектуре. Позволила ей расцвести вовне так, что легко вообразить движение листвы, сияние солнца и бликов на водяной глади – и в этом весь почерк Виктуар.

Можно сказать, ювелирное собрание Dior à Versailles, coté jardins едва ли не более яркий образец французского Art de Vivre, чем сам парковый ансамбль Версаля.

Читайте также