Креативный директор Gucci заключил мирное соглашение с портным из Гарлема

Дэниэл Дей в 1980-х и 1990-х незаконно копировал модели марки. И, как показало время, делал это не зря

Лысый, импозантный, темнокожий мужчина в возрасте за шестьдесят, позирующий на улицах нью-йоркского Гарлема в рекламной кампании Gucci Men’s Tailoring, – герой не случайный. Но при этом он ни модель, ни актер, ни даже певец. Хотя имя у него вполне подходящее для шоу-бизнеса – Daniel «Dapper Dan» Day.

Дэниэл Дей по прозвищу «Аккуратный Дэн» – гарлемский портной с более чем 40-летним стажем. Таких портных в этом районе «Большого яблока», пожалуй, и не сыскать. Дей известен тем, что в 1980-х и 1990-х шил на заказ модели одежды как раз для знаменитых клиентов: выросших в Гарлеме звезд спорта, кино и музыки, и шил до тех пор, пока его ателье и магазин при нем под названием «Аккуратный Дэн» не были закрыты в 1992 году, причем закрыты скандально, с последующим широким обсуждением в обществе и прессе.

Все дело в том, что Дэниэл Дей делал лекала, кроил и шил, скажем так, свои «вариации на тему» сезонных моделей известных модных брендов – от Louis Vuitton до Fendi и, конечно же, Gucci. Для подобного заимствования идей у Дея было весомое оправдание: в 90-х одни его клиенты, среди которых числились боксеры Майк Тайсон и баскетболист Ричард Кирклэнд, отличались слишком мощными габаритами, а рэп-исполнители LL Cool J, Run-DMC, Fat Boys, Public Enemy и женское трио Salt-n-Pepa желали чего-то более «острого», чем у модных брендов, а потому шли к «своему» Дею и просили его воспроизвести нечто подобное, но только радикальнее. Портному хватало фантазии дорабатывать оригинальные модели в экстравагантном ключе и дерзости – пришивать фальшивые лейблы на свои творения-подражания – так желали его клиенты, и он должен был удовлетворять этот каприз.

Дей настолько вошел во вкус, а энтузиазм его клиентов был столь высок, что вскоре у Аккуратного Дэна можно было заказать кожу, меха и даже обивку салона автомобиля в модных логотипах – рэп-культура с ее любовью к китчу и эпатажу потребляла этот «кибер-товар» в огромных кличествах, щеголяла в нем в своих клипах, а магазин Дэна, который работал 24 часа в сутки, стал местом паломничества темнокожих звезд от музыки, кино и спорта.

А вот сами модные бренды, разумеется, не были в восторге от данного частного предприятия и регулярно подавали на Аккуратного Дэна в суд. С 1982 года портной в течение десяти лет находился под перекрестным огнем бесконечных судебных процессов, пока наконец в 1992 году суд города Нью-Йорка не вынес постановление о закрытии его частного бизнеса.

Вновь «открыл» его модному миру креативный директор Gucci Алессандро Микеле, сотрясатель устроев Дома и дизайнер, эпатажно интерпретирующий наследие бренда. На своем посту он уже более двух лет одну за другой придумывает новые интересные коллаборации – то с граффити-художником Trouble Andrew, то c испанской художницей Coco Capitan.

Алессандро Микеле скопировал винтажную модель Дея, который в свое время копировал Gucci!

И вот некоторое время назад Микеле «откопал» в архивах скандальную историю с Деем, стряхнул с нее пыль и... для начала позаимстовал идею у самого Аккуратного Дэна.

В мае этого года, на показе коллекции Gucci Cruise 2018, на подиум вышла модель в куртке-бомбере из меха норки с пышными рукавами из ткани в логотипах Gucci – это был чистой воды ремейк того, что Дей создал в 1989 году по заказу Дайан Диксон, бегуньи, олимпийской чемпионки и уроженки Гарлема. Единственным отличием было то, что в оригинальной версии рукава были пышнее и на них красовались логотипы LV, а не перекрещенные G.

Другими словами, Микеле скопировал и видоизменил винтажную модель Дэна, который в свою очередь копировал и видоизменял оригинальные модели Gucci, – модный круг замкнулся.

Естественно, тут же разгорелся скандал – Дэниэл Дей через масс-медиа высказал свое удивление относительно этого подражания, которое в Gucci все же называли «посвящение», а Дайан Диксон выложила в инстаграм пост с двумя фото – самой себя в 1989 году и модели с круизного показа Gucci c комментарием «мой образ украден». Сложился интереснейший прецедент, и Алессандро Микеле, с полного одобрения своего руководства, сумел извлечь из него выгоду для бренда, просто перевернув ситуацию с ног на голову, – он сделал из вчерашнего «врага» Дея, давно ушедшего со своим портновским бизнесом в андеграунд, нового партнера Gucci!

Для начала Дэниэл Дей стал героем рекламной кампании Men’s Tailoring – такая линия пошива костюмов на заказ уже несколько лет существует в Gucci. Фотограф Глен Лачфор снял Аккуратного Дэна неподалеку от его бывшего ателье, в знаковых местах Гарлема, прямо на улицах района, бок о бок с его реальными жителями. В одном из кадров на заднем фоне даже виден знаменитый The Apollo Theater, исторический мюзик-холл, который получил свое название в 1934 году и на сцене которого в свое время выступали Дюк Эллингтон, Арета Франклин, Принц, The Supremes и Дайана Росс, Майкл Джексон, Джеймс Браун и прочие самые известные нынешние афроамериканцы от мира музыки, часть которых опять же числилась в клиентах Dapper Dan...

В ближайшее время в Гарлеме состоится открытие ателье Аккуратного Дена – Дом Gucci выделил на этот проект бюджет. И там портной будет создавать свои оригинальные модели a la Gucci, но с использованием материалов и фурнитуры бренда.

И, наконец, третьим этапом этого необычного союза станет создание совместной капсульной коллекции в рамках PreFall’18, которая поступит в продажу в начале лета 2018 и которую сотни клиентов Дома уже ждут с большим нетерпением.

Алессандро Микеле вновь проявил себе как мастер парадоксов и в данном случае решил использовать противоречивую репутацию Аккуратного Дэна во славу Gucci. Неординарный маркетинговый ход с налетом скандальности сработал безотказно – не было ни одного модного издания на планете, которое бы не написало об этом творческом и бизнес-союзе. А уж мир хип-хопа, который и без того возвел в культ яркую одежду Gucci, теперь испытывает к бренду еще больший «респект», а следовательно, интерес к марке и ее продажи только растут, что и требовалось доказать.

Читайте также