Женевский Салон высокого часового искусства завлекает мастеров и клиентов

Главным трендом выставки стала демократизация: новые модели часов по «доступным» ценам

Женевский Салон высокого часового искусства (SIHH), более четверти века с переменным успехом конкурирующий с главной часовой выставкой в мире – Baselworld, – в последние годы успешно переманивает известные часовые бренды из Базеля в Женеву: в прошлом году переехали Girard-Perregaux и Ulysse Nardin, в этом году – Hermes.

Более того, в этом году небольшой стенд на SIHH организовал самый успешный независимый часовщик Женевы – Франсуа-Поль Журн. Мануфактура F.P.Journe находится в центре Женевы, и ежегодно в дни SIHH Журн устраивал экспозицию своих новинок у себя, приглашая журналистов и клиентов. Но в 2014 году Журн создал суббренд женских электромеханических часов elegante by F.P.Journe и в этом году открыл на SIHH стенд с новинками elegante – свет увидели три новых модели: в золоте и титане, с драгоценными камнями и без.

Витрины для поклонников

С прошлого года SIHH открыла свои залы не только для профессионалов часового рынка – производителей, продавцов и журналистов, – но и, в последний день работы салона, для широкой публики. Соответственно, у дизайнеров, привлекаемых часовыми марками для оформления выставочных стендов, стало еще больше мотивации для того, чтобы сделать свои работы запоминающимися.

На Baselworld у Hermes был великолепный двухэтажный стенд из деревянных панелей, созданный лауреатом Притцкеровской премии Тойо Ито. В Женеве эту красоту разместить было негде – французам пришлось строить новый стенд, гораздо скромнее, но тоже с использованием дерева. В качестве «компенсации» посетителям своего стенда Hermès привез в Женеву несколько фирменных самокатов – любой мог их взять и прокатиться.

Владелец группы Kering (куда с 2014 года входит Ulysse Nardin), миллиардер и коллекционер современного искусства Франсуа Пино предоставил для стенда Ulysse Nardin четыре работы скандального британского художника Дэмиана Херста с его выставки «Сокровища затонувшего корабля «Невероятный», которая прошла в рамках Венецианского биеннале в декабре 2017 году. Экспонаты той выставки Херста – «сокровища с морского дна», включая фигуры «поросших» ракушками Микки-Мауса и Гуфи. Херст действительно поместил свои работы под воду, а затем заснял процесс подъ­ема объектов водолазами. Для Ulysse Nardin, сделавшей себе имя в XIX веке на производстве морских хронографов, эта тема оказалась как нельзя кстати.

В этом году сразу несколько стендов SIHH было оформлено с использованием автомобильной тематики. Над стендом Roger Dubuis работали совместно дизайнеры этого часового бренда и итальянского шинного бренда Pirelli – две компании сотрудничают с прошлого года, ремешки часов Roger Dubuis делаются с применением резины из покрышек гоночных автомобилей F1. Стенд Jaeger-leCoultre украшал остов легкового автомобиля – в скором времени марка объявит о сотрудничестве с кузовным ателье. А у Baume & Mercier подобное сотрудничество уже сложилось – со старейшим производителем мотоциклов США Indian.

Недорого – это не дешево

Экспорт швейцарских часов в 2017 году вырос до 18,8 млрд швейцарских франков (по сравнению с 18,3 млрд франков в 2016 году), но все равно остается на низком уровне (в 2012–2015 годах экспорт стабильно превышал 20-миллиардную отметку). Соответственно, многие часовые марки, столкнувшиеся с падением продаж, продолжает лихорадить. Выход маркетологи видят в выпуске моделей с более доступными ценами.

Vacheron Constantin, сменившая в прошлом году гендиректора, представила новую «базовую» коллекцию FiftySix, вдохновленную часами ref. 6073, выпущенными в 1956 году. В коллекции – три модели часов, в 40-миллиметровом корпусе из золота или стали: автоматические с датой, с датой и днем недели и с годовым календарем. Самые простые, с датой, не будут иметь Женевского клейма качества (единственные у Vacheron Constantin) и в стальном корпусе оценены в 11 700 евро.

Jaeger-LeCoultre в этом году отмечает 50-летие культовых наручных часов с будильником Memovox Polaris и в ознаменование этого выпустила коллекцию Polaris из нескольких моделей, включая, естественно, и модель с будильником. Самый простой трехстрелочный Polaris оценен в 5600 евро.

«Стартовая цена для Reverso – 4150 евро, так что Polaris – это не «базовая» коллекция, но коллекция часов для повседневной жизни», – говорит и. о. Jaeger-LeCoultre Жоффруа Лефевр. По его словам, у Jaeger-LeCoultre четыре коллекции будут основными: Polaris, Reverso, Rendez-Vous и Master. Плюс Duometre. Часы Geophysics в каталоге Jaeger-LeCoultre еще есть, но новых марка больше не выпускает. «Reverso покупают больше женщины, чем мужчины, Polaris нацелен на мужчин», – добавил Жоффруа.

Новая модель Ulysse Nardin – Torpilleur – в России имеет цену ниже 400 000 рублей (от 395 000 рублей). Часов дешевле этих у Ulysse Nardin не будет, заверил «КП» гендиректор марки Патрик Пруньо. У Panerai, чьи цены за последние годы выросли очень значительно, в модельном ряду появились стальные часы Luminor Base Logo за 299 300 рублей. У Montblanc коллекция 1858 пополнилась четырьмя новыми моделями, за часы с автоматическим подзаводом в стальном корпусе диаметром 40 мм просят 2490 евро.

«Более привлекательные» ценовые предложения можно найти в более высоких ценовых сегментах. Например, Van Cleef & Arpels в этом году показала новую версию мужских часов Pierre Arpels Heure d’Ici & Heure d’Ailleurs в корпусе из розового золота за 22 000 евро. В 2014 году, когда эти эффектные часы с двумя часовыми зонами, созданные в компании Agenhor Жан-Марка Видеррешта, были представлены впервые, за них просили 30 000 евро (в корпусе из белого золота).

Противоположный полюс

Естественно, по «доступному» пути идут далеко не все марки. У Richard Mille за последние два года средняя цена часов выросла со 170 000 до 180 000 франков. «В этом году на SIHH очень многие марки представили новые «доступные» модели с более низкими ценами. Меня такой подход не интересует совершенно – я могу, но не хочу делать коммерческие часы с «доступной» ценой, – говорит Ришар Милль. – Сейчас цена на Richard Mille начинается от 80 000 швейцарских франков за RM29 в титановом корпусе. Объем производства меня не занимает совершенно».

«Наши клиенты очень боятся, что мы не устоим перед соблазном и начнем делать «массовые» часы. Но наша бизнес-модель работает – нет смысла ее менять», – добавляет Милль.

Audemars Piguet не увеличивает ни среднюю цену часов, ни годовой объем производства (он остается на отметке 40 000 часов в год) и, тем не менее, уже шесть лет подряд отчитывается о росте продаж.

«В 2011 году продажи были чуть больше 500 млн франков. В 2017 году – почти 1 млрд франков. В этом году мы преодолеем эту отметку», – заявляет гендиректор Audemars Piguet Франсуа-Анри Беннамиас. Причина в том, что марка последовательно сокращает число сторонних ритейлеров, продающих часы Audemars Piguet, увеличивая продажи через собственную сеть, сохраняя таким образом маржу, которой приходилось делиться с ритейлерами, в собственном кармане. С 2011 года Audemars Piguet уменьшила число независимых точек продаж с 540 до 250 в 2017 году и хочет в дальнейшем довести его до 170, сказал Беннамиас. В этом году на салоне Audemars Piguet представила ювелирные часы Ladies’ Royal Oak Concept Flying Tourbillon стоимостью 425 000 швейцарских франков (с багетными бриллиантами). «До выставки мы решили сделать пять таких часов. Но за три дня работы SIHH получили заказы на 29 штук! – говорит Беннамиас. – Нет, 29 таких часов мы делать не будем, но спрос поражает».

Ришар Милль за часы RM 53-01, сделанные для игрока в поло Пабло Макдоны, просит 863 000 швейцарских франков – и это рекорд SIHH для неювелирных часов (всего будет выпущено 30 часов). Конное поло – контактный и травмоопасный вид спорта, перед конструкторами стояла задача сделать корпус часов прочным, а механизм – противоударным. Стекло для RM 53-01 сделано двухслойным, как в автомобиле, с прозрачным полимером посредине: даже если клюшка попадет по часам и стекло разобьется, оно не осыпется внутрь механизма. А механизм RM 53-01 подвешен на тросиках, которые выполняют функцию подвески, амортизируя шоки, которым подвергаются часы в игре.

Среди других ценовых рекордов SIHH-2018 – минутный репетир с трехосным турбийоном Girard-Perregaux (395 500 франков), часы с турбийоном и механизмом постоянной силы IWC (255 000 франков), первый в мире регулятор с турбийоном и центральной секундной стрелкой от Ferdinand Berthoud (230 000 франков), астрономические часы от Panerai за 199 000 евро, спортивные часы Roger Dubuis Excalibur Aventador S, две лимитированные модели которых оценены дороже 200 000 франков каждая...

Инновации и коммуникации

В 2001 году Ulysse Nardin стала первой в мире часовой компанией, которая начала использовать не требующий смазки кремний в механизме новых часов Freak. Тогдашний владелец марки Рольф Шнайдер предпочел не говорить слишком много о новой технологии, «так как в сознании людей кремний и силикон было одно и то же – пластик, а мне не хотелось бы, чтобы люди думали, что мы делаем пластиковые часы».

В прошлом году Ulysse Nardin представила концептуальные часы Innovision II, в которых было применено 10 новых технических решений. (Те часы были изготовлены в количестве

3 экземпляров, один из них был продан за 1,2 млн франков.) А уже в этом году Ulysse Nardin привезла на SIHH серийные часы Freak Vision, в которых использованы некоторые решения прошлогоднего концепта, например новая, в два раза более эффективная система автоматического завода. Freak Vision оценены в 95 000 франков, а параллельно Ulysse Nardin показала «бюджетную версию» Freak – Freak Out с уже известным механизмом и ценой 49 000 франков.

Van Cleef & Arpels также довела свой концепт, представленный в 2016 году, до стадии серийных часов – речь идет о коллекции механических часов Midnight Zodiac Lumineux со светящимися циферблатами. Секрет – в пьезомодуле: при нажатии на кнопку он генерирует электрическую энергию и светодиоды на циферблате часов зажигают созвездие.

Audemars Piguet представила (пока в статусе концепта) самые тонкие часы с вечным календарем и автоподзаводом в мире – Royal Oak Perpetual Calendar RD#2. В классических часах с вечным календарем модули механизма размещены на трех уровнях, но часовщики Audemars Piguet в модели RD#2 сумели разместить все модули на одном уровне, в результате чего толщина механизма составила всего 2,89 мм.

Другой признанный специалист ультратонких часов – Piaget. Установив в 2014 году мировой рекорд ультратонких часов с ручным заводом моделью Altiplano 900P (3,65 мм), в этом году Piaget побила еще один рекорд – на этот раз для часов с автоподзаводом: толщина модели Altiplano Automatic составляет всего 4,3 мм. Так как у часов Altiplano задняя крышка является одновременно и платиной, единственное место, где можно было разместить ротор, – сверху: он периферический, сделан из золота и обеспечивает запас хода 50 часов.

Параллельно Piaget представила еще одни ультратонкие часы, на этот раз в статусе концепта – Altiplano Ultimate Concept толщиной... 2 мм! По словам менеджера Piaget Квентина Хебарта, толщина металла под заводным барабаном – всего 0,15 мм, поэтому корпус часов изготовлен не из мягкого золота, а из твердого кобальтового сплава. Тем не менее Хебарт сомневается,что Altiplano Ultimate Concept пойдут в серию: они слишком тонкие и хрупкие, а разница на руке между часами толщиной 3,65 мм и 2 мм не ощущается.

Появление новых ультратонких часов спровоцировало на SIHH дискуссию: а нужна ли часовому миру эта гонка за тонкостью и что она дает? По мнению и. о. гендиректора Jaeger-LeCoultre Жоффруа Лефевра, «все, что ведет к техническому прогрессу, – хорошо. Гонка за тонкостью ведет к прогрессу, так как совершенствует технологические процессы, рождает новые решения».

Главная модель A. Lange & Soehne этого года – 1815 Triple Split Chronograph: этот хронограф способен вести двойной счет секунд, минут и даже часов. Double Split хронограф немецкая марка показала еще в 2004 году – у тех часов запас хода был 38 часов. У новой модели он гарантированно составляет 55 часов и не уменьшится, даже если активирована функция Triple Split, обещают представители марки.

IWC в этом году отмечает 150-летие, и в юбилейный год (под руководством нового гендиректора Кристофа Грейнджера) отказалась от практики показывать новинки только в одной из коллекций, представив новые модели в разных коллекциях и во всех ценовых сегментах – от Portofino Automatic за 4700 франков до Portugieser Constant Force Tourbillon за 255 000 франков. Ну а самой эффектной моделью IWC юбилейного года стали часы Tribute to Pallweber с цифровой индикацией и часов, и минут. (У этих часов два заводных барабана, причем один заводится автоматически, а другой – вручную.)

У Parmigiani этот год проходит под знаком модели Kalpa – а Kalpa Hebdomadaire стал первым калибром, который создал Мишель Пармиджани в 1998 году. 20 лет спустя Parmigiani представила хронограф с новым калибром Kalpa Chronor – у этих часов из золота сделан не только корпус, но и сам механизм (автоматический завод, запас хода 65 часов, частота баланса 5 Гц). И новые женские часы с авантюриновым циферблатом Kalparissima Nova Galaxy (по 50 штук в розовом и белом золоте).

Блеск и красота

В категории декоративных часов ярче всех выступила Cartier. На создание модели Revelation de Panthere с «мистическим» циферблатом ушло четыре года. А в результате при движении руки на циферблате Revelation de Panthere то возникает, то исчезает морда пантеры. Разгадка – в «сэндвичной» конструкции циферблата: его верхняя герметичная половина заполнена жидкостью, в которой движутся около 900 золотых шариков. На первый взгляд хаотично, а на самом деле – по заранее «проложенному» для них маршруту, который и приводит к появлению изображения. Которое через несколько мгновений «осыпается», но при следу­ющем движении руки изображение появляется вновь.

Vacheron Constantin показала на SIHH серию из пяти часов Métier d’Arts Aérostiers, посвященных знаменитым воздушным шарам 80-х годов XIX века. Трехмерные изображения на циферблатах изготовлены в техниках гравировки, микроскульптуры и – впервые у Vacheron Constantin – прозрачной эмали Plique-a-jour. Каждой модели будет выпущено по 5 экземпляров, но продаваться они будут не как сет, а по отдельности, цена каждых часов – 144 000 евро.

Hermes продолжает экспериментировать с техникой Millefiori – инкрустацией кусочками хрусталя – и в этот раз привезла в Женеву две модели, циферблаты которых инкрустированы кубиками из черного хрусталя, в результате чего создается иллюзия, что циферблаты сделаны из кожи крокодила.

Независимую марку Bovet организаторам SIHH до сих пор не удалось зазвать к себе: в дни проведения салона Bovet выставляет свои новинки в одном из женевских отелей. В этом году, помимо сложных часов Édouard Bovet Triple Time Zone Flying Tourbillon марка показала очень оригинальные дамские часы, выполненные в новой перспективной технике. Суть ее состоит в том, что на циферблат, покрытый люминесцентным составом, клеится перламутровый слой с нанесенным рисунком и гравированным названием. В темноте изображение исчезает, а название начинает светиться. Для первой модели маркетологи Bovet решили нарисовать бабочку и написать ее название. Но в принципе изображения, как и надпись, могут быть любыми по желанию заказчика: имя, семейный девиз и проч.

Читайте также