Государственный Эрмитаж приглашает оценить наряды

«Галерея костюма» открылась в реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня»

Пространство, где располагается «Галерея костюма», представляет собой уникальный для мировой музейной практики гибрид хранилища и экспозиции. В режиме открытого хранения костюмы и текстиль экспонируются впервые не только в России, но и в мире.

Позади подиумов, на которых выставлены манекены с костюмами, головные уборы и аксессуары, стоят шкафы и рундуки, где также разложены музейные предметы. То есть по сути «Галерея костюма» – это шанс заглянуть за кулисы, посмотреть на музей изнутри.

В текстильном собрании отдела истории русской культуры Эрмитажа более 24 000 экспонатов, в числе которых не только предметы одежды, но и образцы тканей, вышивки, шпалеры, обувь, головные уборы, перчатки, дамские сумочки, сундуки и различные аксессуары.

Хронологически собрание и новая экспозиция охватывают период с конца XVII до начала XXI века. Открывая галерею, замысел которой возник более десяти лет назад, в Государственном Эрмитаже решили показать богатство и многоплановость собрания, разделив выставочное пространство на тематические комплексы: церковные облачения, традиционный, ливрейный, маскарадный, городской костюм, парадные придворные наряды.

Петр обладал несомненным вкусом, его одежда отличается исключительным качеством. Да, когда он приехал в Париж, ранцузские щеголи сразу же прозвали его одежду «костюмом дикаря», однако потом сами же стали подражать петровской брутальности
Нина Тарасова
куратор «Галереи костюма»

Некоторые экспонаты соединяют в себе сразу несколько исторических и культурных пластов.

«Посмотрите на этот стихарь дьякона: его оплечье исполнено в конце XVII века; нижняя часть юбки, расшитая посеребренной нитью, блестками и канителью, относится к XVIII веку, периоду правления Екатерины II, – рассказывает куратор «Галереи костюма» Нина Тарасова. – И только в XIX веке, когда церковные мастера перешивали это в прошлом светское платье в церковное облачение, они дополнили середину схожей по цвету и фактуре тканью».

Сейчас в «Старой Деревне» выставлены 130 манекенов с комплектами одежды, на считая многочисленных аксессуаров, и предполагается, что экспозиция будет периодически меняться.

По словам Нины Тарасовой, только из гардероба Петра I можно составить интереснейшую самостоятельную выставку. В эрмитажном собрании хранится 280 предметов гардероба основателя Санкт-Петербурга.

«По мнению мировых экспертов, наш петровский гардероб – лучшее собрание мужского костюма первой четверти XVII века, – с гордостью комментирует экспонаты «петровской витрины» Нина Тарасова. – Мы видим потрясающее разнообразие, от нижнего белья до парадных костюмов, от рабочих курток до домашних халатов. Первый же взгляд на эту красоту позволяет убедиться в том, что «царь-плотник» – всего лишь очередной исторический миф. Петр обладал несомненным вкусом, его одежда отличается исключительным качеством. Да, когда он приехал в Париж без кружевного шарфа, манжет и парика, то французские щеголи сразу же прозвали его одежду «костюмом дикаря», однако потом сами же стали подражать петровской брутальности».

«Очень интересен длинный стеганый халат-шлафрок из французской ткани; он уютный и теплый, проложен внутри шерстяной ватой, – продолжает Тарасова. – Рукава утреннего халата отворачивались таким образом, чтобы была видна красота рукава нижней куртки. Петр мерз в петербургском климате, и все его штаны-кюлоты, даже летние, имеют теплую подкладку. Все зимние и демисезонные вещи царя подбивались дополнительной подкладкой или шелковым длинноворсовым плюшем, который назывался в то время «косматый бархат».

В «Галерее костюма» тщательно сохраняется климатический режим. Влажность не превышает 4%, температура воздуха поддерживается в районе 18–20 градусов по Цельсию, соблюдается световой режим (не более 40–45 люкс). Ультрафиолет беспощаден к текстилю, поэтому на выставке царит полумрак и установлены специальные датчики движения, которые полностью выключают свет, когда помещение покидают посетители.

«Посмотрите на этот петровский бархатный костюм: изначально французский бархат был красным – подлинный цвет сохранился в его складках и за обшлагами рукавов – и выцвел практически до терракотового оттенка, – рассказывает куратор. – Это результат длительного экспонирования, воздействия ультрафиолета и других разрушительных для ткани факторов».

Эрмитаж пополняет коллекцию постоянно, не в последнюю очередь благодаря дарителям. Так, оперная дива Анна Нетребко подарила музею одно из своих концертных платьев, а прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва передала костюм, в котором танцевала Grand pas из балета «Пахита»

Эрмитаж обладает блистательной коллекцией, однако в ней есть несколько лакун, например платья эпохи ампир, дамские костюмы XVIII века, отмечает Тарасова. «Так сложилось исторически, – объясняет она. – Единственное дошедшее до нас платье Анны Иоанновны находится в Кремле; многочисленные костюмы Елизаветы Петровны, за несколькими исключениями, также не сохранились: платья из дорогих тканей, к которым императрица, однажды надев, затем в силу своего статуса более не прикасалась, она дарила подругам. По наблюдениям историков, в бывших платьях Елизаветы Петровны, переделанных в маскарадные костюмы, вплоть до екатерининских и александровских времен танцевал царский двор».

Но большую часть нарядов императрица жаловала в монастыри и церкви, где их распарывали, перекраивали и шили из них священнические облачения и литургические предметы. Та же судьба постигла и роскошные платья Екатерины II. В эрмитажной коллекции есть церковное облачение, где рукой тех, кто перешивал платье, сделана пометка, что оно было подарено Екатериной Великой в один из соборов в 1760-е годы.

В галерее практически не представлены кутюрные платья Европы и Америки ХХ и начала ХХI века. Еще в советское время было принято решение ограничить коллекцию костюма и текстиля 1914 годом, и более современные предметы не приобретались, что привело к тому, что XX век оказался для музея почти потерян.

Сейчас Эрмитаж наверстывает упущенное и пополняет коллекцию, не в последнюю очередь благодаря дарителям. Так, оперная дива Анна Нетребко подарила музею одно из своих концертных платьев, а прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва отдала в дар костюм, в котором танцевала Grand pas из балета «Пахита».

В числе дарителей и многие российские модные дома – эрмитажное собрание пополнилось нарядами, которые создали Вячеслав Зайцев, Татьяна Парфенова, Татьяна Котегова, Янис Чамалиди, Стас Лопаткин, Лариса Погорецкая, Александр Арнгольдт, Светлана Воробьева, Владимир Бухинник, Игорь Чапурин, Кирилл Гасилин и др.

«Мода, костюм – это то, что делает историю очень живой и близкой, и открытие галереи – очень красивое и важное событие, – уверена даритель музея, петербургский ювелир Ирина Шабут, изделия которой стали частью коллекции. – Прекрасно, когда преемственность поколений отражена в изяществе и красоте. Кропотливый труд кураторов и реставраторов вызывает восхищение».

В перспективе Эрмитаж планирует создать центр изучения текстиля и костюма и на основе музейного собрания открыть «Музей костюма». Он разместится в новом здании, которое будет возведено в «Старой Деревне» по проекту Рема Колхаса.

Читайте также