Как произведения искусства «обогнали» предметы роскоши

И стали наиболее высокодоходным активом в 2017 году среди людей с состоянием более $30 млн

Минувший 2017 год стал годом возвращения искусства на первое место по динамике цен среди предметов роскоши, свидетельствуют результаты международного исследования Art Market Research, проведенного консалтинговой компанией Knight Frank. И если до этого времени ультра­хайнеты – так называют людей с состоянием более $30 млн – предпочитали останавливать свой выбор на часах или классических автомобилях, то сейчас среди них возобладал интерес к живописи.

Поворотным моментом называют нью-йоркский аукцион Christie’s, состоявшийся в ноябре 2017 года, на котором была продана картина «Спаситель мира» Леонардо да Винчи за рекордную сумму. Российский олигарх Дмитрий Рыболовлев смог выручить за произведение $450 млн, тогда как сам приобрел картину в 2011 году за $127,5 млн. Покупателя с Ближнего Востока не остановили ни плачевное состояние картины, ни сомнения экспертов в ее подлинности, ни астрономическая цена. Что это – азарт или мудрое вложение средств – покажет время. Рынок произведений искусства – один из самых непредсказуемых. Здесь теряют силу законы спроса и предложения, а ценообразование зачастую остается загадкой для экономистов, отмечают эксперты.

Перспективность инвестиций в искусство часто сравнивают с вложениями в ценные бумаги, однако главное отличие арт-рынка состоит в том, что инвестиции в него не поддаются четкому прогнозированию. Не существует объективных критериев оценки художественного качества и степени его влияния на оценку стоимости, подчеркивают в Knight Frank. Более того, долгосрочная инвестиция в искусство потребует еще и дополнительных вложений – дополнительная экспертиза проверки подлинности, соответствующие условия хранения, страховка, транспортировка.

Тем не менее сегодня тема «альтернативных инвестиций» актуальна как никогда. Согласно исследованию Knight Frank, за последний год средняя стоимость проданных на аукционе произведений искусства выросла на 21%, хотя до этого на протяжении нескольких лет данные активы значительно уступали в росте автомобилям и вину.

«Несмотря на кризис, рынок современного искусства сейчас находится на пике, – констатирует Полина Бондарева, основатель школы Masters, образовательного проекта в области искусства. – Инвестировать в недвижимость, особенно в России, стало невыгодно, а покупая «правильное» искусство, можно не только удачно вложить деньги, но и вступить в международное сообщество коллекционеров, чем и пользуются многие бизнесмены для поиска новых точек роста в бизнесе».

Как же определить, является ли выбранное искусство «правильным» для вложений? Рынок инвестиций в предметы роскоши в России находится на начальной стадии развития, в стране нет четко отработанной законодательной базы, отмечают в Knight Frank. Самый надежный способ избежать ошибок – найти экспертов и консультантов, которые подберут лучшие предложения для инвестиций.

«При этом в России все еще работает личностный фактор, и большинство меценатов вкладывают в определенные галереи, с которыми уже был позитивный опыт сотрудничества, – добавляет Полина Бондарева. – Инвестирование в искусство на международных аукционах является следующим этапом, но не все русские коллекционеры готовы к покупке. Исключение составляют представители российской олигархии, которые во многом совершают репутационные вложения, нежели реально инвестируют в работы. Поддержка музеев, культурных институций и галерей становится все более актуальна для тех, кто хочет внести вклад в развитие нашей страны и заслужить хорошую репутацию».

Согласно исследованию Art Market Research, волатильность на рынке предметов искусства подстегнула цены на послевоенные и современные произведения. «Главными хедлайнерами в современной живописи до сих пор остаются Кабаков, Булатов, Пепперштейн, московские концептуалисты, – считает Полина Бондарева. – Также сейчас многие интересуются нонконформистами 50–70-х годов – Арефьевский круг, Лианозовский круг. В Петербурге это Виталий Пушницкий и Леонид Цхе, Ольга Табрилутц. Если говорить о графике, то это Ольга Чернышова. Среди инсталляций первое место у Ирины Кориной».

Интерес к работам диссидентов – шестидесятников и семидесятников, а также к образцам «официального» советского искусства во многом подогрела серия выставок в крупнейших городах мира. Так, Нью-Йоркский Museum of Modern Art в 2016–2017 годах провел большую выставку русского авангарда. А британская Королевская академия искусства в прошлом году посвятила авангарду и соцреализму выставку Revolution Russian Art (1917–1932).

Рост спроса на современное искусство подтверждают и в петербургском музее современного искусства Эрарта. За последнее время значительно увеличилось число сделок по оформлению оригинальными работами российских современных художников частных резиденций и офисов крупнейших компаний как в России, так и за рубежом, рассказала Екатерина Атоян-Милюкова, директор по внешним связям музея современного искусства Эрарта. При этом произведения приобретают не только в качестве предмета интерьера или для личных коллекций, но и как объект инвестиций.

«В покупке произведений современного искусства для клиента важен элемент игры, – рассуждает Атоян-Милюкова. – Как и в бизнесе, здесь интересно первым угадать тренд, приобрести арт-объект, который через некоторое время вырастет в цене. Экспертиза музея Эрарта – заметного игрока на рынке современного искусства – дает в этой игре существенную фору».

Российский арт-рынок современного искусства пока еще только развивается. Согласно данным аналитической компании InArt, объем рынка современного российского искусства с мая 2016 года по июнь 2017-го составил €20,3 млн — столько удалось выручить от продажи работ отечественных художников на аукционах и в галереях по всему миру. Тогда как мировой аукционный оборот, по данным портала Artprice, составил $1,58 млрд.

«Сегодня особенно интересно наблюдать за рынком современного искусства, ведь теперь можно покупать не только живопись и графику, но и объекты – видеоарт, саундарт, что уже давно является распространенным явлением в Европе и Америке, и только сейчас приходит в Россию, – рассказывает Бондарева. – Но наиболее перспективным направлением до сих пор остается живопись, если только вы не покупаете топовых мировых художников, в таком случае их скульптуры, видеоарт и перформансы также могут стать интересными для инвестирования».

Особенность инвестиций в искусство во многом определяется их эмоциональной составляющей. Ведь в отличие от всех других вложений именно искусство, помимо существенного дохода, приносит еще и эстетическое удовольствие от владения прекрасным. Каждый автор, создающий произведение искусства, вкладывает в него частицу своего таланта и своей души. И именно это, помимо собственно объекта, имеющего ту или иную материальную ценность, особенно дорого инвестору.

Читайте также