Домашние тапочки как произведение искусства?

Именно этого смог добиться петербургский обувной бренд Razgulyaev Blagonravova

В рождении бренда сыграл свою роль счастливый случай. Все началось с того, что однажды, около 12 лет назад, Людмила Разгуляева-Благонравова столкнулась с проблемой покупки домашней обуви для своего нового дома. «Хотелось, чтобы тапочки перекликались с интерьером, но все варианты, которые я нашла в магазинах, показались скучными или некрасивыми», – вспоминает Людмила.

Инженер по образованию, Людмила даже попробовала смастерить тапочки самостоятельно, но результат эксперимента ее не устроил. Тогда она решила круто изменить свою судьбу и отправилась в Лондон, где получила специальное образование в области дизайна обуви, сначала в University of the Arts, в колледжах Chelsea College of Art и London College of Fashion.

Прикладной стиль обучения в лондонских школах оказался приятным сюрпризом для начинающего дизайнера. Вся теоретическая часть обучения щедро сдабривалась практическими заданиями, призванными раскрыть талант и творческий потенциал студентов. «Например, мы проводили массу времени в Музее декоративно-прикладного искусства Виктории и Альберта, где нужно было выбрать на картине пару старинной обуви и представить ее дизайн в современном стиле», – делится креативный директор Razgulyaev Blagonravova.

В то же время Людмила начала развивать свой бизнес по изготовлению домашней обуви в Петербурге. «Нужна была оригинальная идея, и мы подумали, что, так как мы живем в таком потрясающе красивом городе, культурной столице, то будет совершенно логично связать нашу продукцию с искусством, – объясняет Людмила. – Мы отправились в Русский музей, вдохновились картинами, и это натолкнуло нас на мысль, что мы просто обязаны посвятить коллекции творчеству художников. Таким образом, у нас будет собственное направление, которое отразит изюминку коллекции, созданной в России, в Петербурге».

Первую коллекцию бренд посвятил Казимиру Малевичу, затем появились модели по мотивам произведений Анри Матисса, пестрых декоративных принтов Уильяма Морриса, сюрреалиста Сальвадора Дали. Позже были созданы коллекции на основе работ современных российских художников – Кирилла Овчинникова, Екатерины Белявской, Алексея Сергиенко.

Тогда же компания сформулировала свой лозунг –ArtThatYouWear – функциональный предмет искусства, который можно носить. Концепция обусловила решение сотрудничать с музеями, причем не только в отношении постоянных экспозиций музеев, но и временных выставок.

Сувенирным магазинам Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи, где находятся работы Казимира Малевича, Razgulyaev Blagonravova передали домашние тапочки с яркими принтами по мотивам его картин. Для Государственного Эрмитажа сделали специальную коллекцию, вдохновленную произведениями Кандинского, Рафаэля и Ван Гога из экспозиции музея. Появилась и специальная коллекция домашней обуви для магазина Музея Фаберже, отсылающая к дизайну знаменитых ювелирных яиц Фаберже, а также коллекция, выпущенная к выставке Ивана Айвазовского в Русском музее.

Самой популярной моделью бренда стали тапочки в дизайне картины Казимира Малевича «Крестьянин в поле». Сочные, яркие цвета и простота в восприятии художника-авангардиста пришлись по душе очень многим почитателям бренда Razgulyaev Blagonravova как в России, так и за пределами страны. «В 2017 году в Лондоне во время выставки русского искусства начала ХХ века в Королевской академии искусств эту модель неожиданно раскупили за несколько дней. Приятно, что в Лондоне оказалось столько поклонников русского авангарда», – отмечает Людмила.

Очень удачно легли в основу дизайна тапочек красочные фирменные рисунки модного петербургского художника-дизайнера Кирилла Овчинникова.

Есть у бренда и классические мужская и женская коллекции с изображением футбольного мяча, мотоциклистов, гольфистов, охотников – для мужчин, и собак, птиц – для женщин. Для детей – красивые и комфортные тапочки с якорями, шариками или традиционным шотландским рисунком в клетку – тартан.

Продукцию компании уже можно встретить в Екатеринбурге, Самаре, Тюмени, а также в Великобритании и Японии.

По словам Людмилы Разгуляевой-Благонравовой, в основном домашнюю обувь бренда покупают в качестве необычного, нестандартного подарка. «Это и красиво, и качественно, и оригинально», – говорит директор компании, добавляя, что срок службы тапочек составляет пять лет.

В случае с корпоративными подарками клиенты обычно заказывают индивидуальный дизайн. Например, компания «Связной» заказала тапочки из пяти цветов, которые изображены на логотипе компании. «Лахта Центр» придумал для строителей своего многофункционального комплекса-небоскреба подарочные наборы с символом своей знаменитой башни. Отели бренда Кемпински в России заказали для своих постоянных клиентов тапочки с российским гербом.

Впрочем, и частные клиенты, среди которых есть немало известных россиян, обращаются за индивидуальным дизайном тапочек. Например, для семьи российского режиссера Никиты Михалкова компания создала домашние тапочки с вышитым на них семейным гербом.

Часто персональный дизайн разрабатывается совместно с клиентом. Кто-то заказывает для мужа тапочки с вышивкой его любимого автомобиля или сюжета любимой картины; кто-то предлагает отразить в дизайне красивый рисунок своего ребенка, домашних любимцев – собак и лошадей; а бывает, и собственный образ.

Иногда в поисках новых сюжетов дизайнерам компании приходится идти на определенный художественный и имиджевый риск. Так, однажды известный итальянский дизайнер российского происхождения Надежда Суркова предложила бренду использовать для создания новой модели тапочек скандальный фотоперформанс Сальвадора Дали «Сладострастная смерть», созданный совместно с фотографом Филиппом Халсманом. На этом сюрреалистическом фотопортрете Дали позирует рядом с огромным черепом, состоящем из семи обнаженных женщин-моделей.

Людмила Разгуляева-Благонравова признается, что долго сомневалась в целесообразности этой идеи, указывая на неоднозначность сюжета картины. «Я не решалась, Надежда Суркова настаивала. В итоге было решено попробовать. Как же велико было наше удивление, когда мы обнаружили, что мужчинам, которым их половинки подарили такие тапочки, они очень понравились!» – делится глава компании.

Чаще всего индивидуальный заказ делают на мужские тапочки. По мнению Людмилы, это обусловлено тем, что обычно как раз женщины придумывают оригинальные подарки для мужчин, хотят их порадовать чем-то необычным. Занятые мужчины предпочитают покупать в подарок уже готовые модели коллекций.

Секрет высокого качества тапочек обусловлен и отличными материалами, и кропотливой ручной работой на всех этапах создания продукта. Только этап создания новой колодки занимает около полугода. «Поймать линию новой колодки очень сложно, – объясняет Людмила. – Для начала мы отшиваем образец и начинаем сами носить новую модель в течение определенного времени. Проверяем, где давит, натирает. Тестируем использованный материал на стойкость и долговечность, держим на солнце, под прессом, на полу с подогревом. Затем дорабатываем модель, которая обязательно должна быть комфортной».

Вся обувь изготавливается из высококачественной кожи, произведенной в Италии или Испании, а также из бархата и некоторых других материалов. Людмила отмечает, что для нее очень важно, чтобы компания могла достойно представлять Россию на международном рынке.

«Почему популярны многие страны, чем известны? На мой взгляд, страну прославляют как раз успешные компании, – подчеркивает она. – Италия славится своей кулинарией и обувью. Франция – потрясающим вином. И когда мы едем на международные выставки, нам тоже не стыдно представить нашу продукцию, тем более что в мире нет другой компании, специализирующейся на создании люксовой домашней обуви из натуральной кожи».

Читайте также