Старинный русский промысел «крестецкая строчка» вернулся к жизни

Когда предприниматель Антон Георгиев выкупил в 2015 году фабрику, на ней трудились лишь три вышивальщицы

Еще несколько лет назад легендарную новгородскую фабрику «Крестецкая строчка» ожидало обычное для многих бывших советских предприятий будущее – медленное угасание, упадок и полное разорение. В лучшем случае здание завода могли бы выкупить и пере–оборудовать под нужды новых собственников. Именно так шли дела вплоть до конца 2015 года, когда неожиданно для жителей города Крестцы фабрику выкупил предприниматель Антон Георгиев – владелец компании «Медовый дом».

К тому времени на фабрике трудились всего три вышивальщицы и сторож, здание находилось в критическом состоянии, были проблемы со светом и отоплением. Исчезало не просто производство, которое когда-то славилось на весь Советский Союз, но и русский народный промысел, истоки которого уходят к 1860-м годам.

Крестецкая строчка – уникальный и очень сложный вид сквозной вышивки, которым не владеют больше нигде – ни в России, ни в Европе. Изначально промысел, впоследствии и давший название фабрике, развивался в Новгородской области среди надомниц. Потом мастериц объединили в артель, а в 1929 году было образовано предприятие, которое вскоре стало известным не только в СССР, но и во всем мире.

Процветающей фабрику запомнил и бизнесмен Антон Георгиев, который бывал на «Крестецкой строчке» вместе со своим отцом и его иностранными гостями. «Производство работало, люди воодушевленно занимались творчеством, и Антон Викторович когда-то все это видел своими глазами, – рассказывает Ирина Васильева, генеральный директор фабрики. – Поэтому, когда он узнал о том, что фабрика на грани банкротства, он очень проникся этой ситуацией и как человек, настроенный на сохранение и возрождение русского промысла, решил бросить свои силы, чтобы не дать исчезнуть уникальному мастерству».

После восстановления здания фабрики и создания достойных условий для работы перед новыми владельцами встал едва ли не более трудный вызов – собрать мастериц, которые бы владели сложнейшим промыслом. Как только в Крестцах узнали, что фабрика возрождается, на производство вернулись многие вышивальщицы, которые когда-то работали на «Крестецкой строчке».

«В Крестцах очень любят эту фабрику и переживают за нее, – рассказывает Александра Георгиева, креативный директор фабрики. – Возможно, молодежь не всегда понимает, насколько важно сохранить промысел, но люди, которые трудились на фабрике и соприкасались с традициями, осознают их ценность».

Собрав опытную команду, на производстве открыли бесплатные обучающие классы для молодых мастериц, однако промысел оказался довольно сложным и не каждой желающей под силу его освоить: из 10 человек остаются, как правило, три-четыре вышивальщицы. Сегодня на фабрике заняты 25 вышивальщиц, а весь коллектив предприятия состоит из 60 человек, имеющих непосредственное отношение к ручному производству.

«Весь процесс вышивания – ручной, – рассказывает Васильева. – Именно поэтому у нас сейчас есть определенные сложности с оборудованием. Парадокс, но нам необходимы машины, которые сами ничего делать не могут – те самые допотопные швейные машинки 1960-х годов, на которых вышивальщицы могут вручную контролировать скорость и ход иглы. Это очень важная формулировка – техника вышивки с применением машины. Это та же ручная вышивка, которая просто происходит немного быстрее».

Уникальность техники заключается в том, что из льняного полотна вручную выдергиваются нити, образуя просветы наподобие сетки. В этой сетке мастерица и начинает создавать рисунок, обвивая оставшиеся нити.

«Помимо того что вышивка сквозная, она еще и производится в структуре ткани. Если мастерица где-то ошибется и выдернет лишнюю ниточку, то вся работа уходит в брак», – поясняет Ирина Васильева.

«У каждой мастерицы свой почерк, поэтому каждое изделие всегда закреплено только за одной вышивальщицей, даже если оно создается с помощью машинной техники, – добавляет Александра Георгиева. – Мастерицы могут немного менять рисунок, это очень творческий процесс».

Постепенно помимо традиционных для фабрики изделий в производство запускается одежда. «Техника крестецкой строчки начиналась с так называемой столовой группы – скатертей, салфеток, рушников, – рассказывает Ирина Васильева. – Исторически через Крестцы пролегала дорога из Петербурга в Москву, по которой часто ездили богатые купцы. Чтобы придать своим изделиям большую привлекательность, мастерицы изобретали новые и новые узоры. С развитием обработки ткани появилась возможность использовать эту вышивку и в одежде». «Несмотря на то что это народный промысел, мы стараемся делать все наши изделия современными, – продолжает Ирина Васильева. – Мы тщательно анализировали рынок и вписывали возможности техники крестецкой строчки в современные требования. Да, наша одежда не ассоциируется с русским народным костюмом, но она пропитана русской культурой, ее можно носить в современном мире, и она соответствует всем современным тенденциям».

Когда фабрика возобновила работу, руководство провело анализ ситуации, которая привела к снижению спроса ее продукцию. Выяснилось, что новые синтетические материалы не просто стали конкурентами натурального льна, но и заняли приоритетные позиции на рынке. Их не надо гладить, можно редко стирать, они легки в обращении.

«Мы поняли, что люди уходят от натуральных тканей, в том числе от льна с вышивкой, потому что боятся сложностей в уходе, – объясняет Ирина Васильева. – Мы стали думать, как решить эту проблему, и теперь закупаем только натуральный лен, который можно стирать в стиральной машине с помощью современных чистящих средств и не бояться, что изделие деформируется или с ним что-то случится».

Сейчас на «Крестецкой строчке» производятся как трудоемкие и сложные эксклюзивные авторские работы, которые создаются в рамках концепции развития самого промысла и поддержания реноме фабрики, так и классические изделия. Основная часть продаж сейчас идет через сайт фабрики, но генеральный и креативный директора уверены, что спрос на изделия вырастет.

«В советское время наша продукция была очень популярна, – отмечает Александра Георгиева. – Наши бабушки любили и знали ее, и скатерти или салфетки «Крестецкой строчки» были в каждом доме. Многие наши клиенты, увидев изделия, вспоминают скатерти своего детства и юности. Поэтому нам очень важно сохранить этот промысел и вывести его на современный уровень. Ведь нам действительно есть чем гордиться».

Читайте также