Рестораны и кафе делают ставку на нежный возраст

Адреса столичных заведений, где можно не только поесть, но и развлечься детям от 0 и старше

У многих москвичей сложилась традиция обедать по выходным в ресторанах. Приходят обычно с детьми, поэтому не мудрено, что для рестораторов семейно-ориентированный сегмент наиболее привлекателен, и конкуренция в нем крайне высока. Это не мешает небольшим кафе соревноваться с сетевыми гигантами в освоении данной ниши. Очевидно одно: маленьких завсегдатаев становится все больше, а их возраст – все ниже. Так, например, в семейном кафе-кондитерской «Боломут» «подают» манежи к столу, привлекая тем самым семьи, где есть ясельные малыши. Пока дети, размещенные в манеже по одному или по двое, изучают обстановку и друг друга, взрослые могут оценить кухню заведения. Цены умеренные. В детском меню значатся безглютеновые каши.

После обеда дети могут поиграть в малышковой – закрытой игровой с бизибордом – доской, на которой прикреплены розетки и краны, выключатели и провода. То есть все то, к чему дома и приближаться не разрешают, а здесь можно потрогать, понажимать и даже попробовать на вкус. «Я долго думала, что сделать для малышей, – признается Екатерина Корабеля, хозяйка «Боломута», – ведь организовать игровую для детей от трех лет и выше – дело нехитрое. Яркие игрушки, бассейн с шарами и аниматор – все, миссия выполнена. А с этими что делать? В общую детскую комнату их не пустишь – толкнут, стукнут, аниматор все равно прощелкает. Да и в развитии двух- и трехлетнего малыша огромная разница».

Психологи, кстати, такие «развивалки», как бизиборд, одобряют. Ведь это и мелкой моторике на пользу, и знакомит детей с окружающим миром. «Не забудьте только объяснить ребенку, когда он станет постарше, разницу: где игрушка, а где опасный бытовой предмет», ‒ предупреждает Максим Прохоров, детский психолог психологического центра на Волхонке.

«Кроме малышковой и традиционной игровой для детей постарше, в «Боломуте» есть 3D-комната для подростков. Оттуда легко с помощью специальных очков Stream можно попасть в виртуальный мир. «Идею создать виртуальное пространство для подростков подсказал мой 14-летний сын Даниил, – признается Екатерина. ‒ Ему в его возрасте не нужны все эти рюшечки-бантики ‒ все то, к чему мы привыкли, произнося слова «детское» и «игровая». Ведь подростки – это другие люди, вернее, из какой-то другой, интернетной галактики».

Еще одна опция для посетителей кафе – оставить детей часов на пять и самим уйти на так называемые родительские каникулы. Детишек здесь покормят, сделают с ними картину из бисера или смастерят деревянную поделку. В планах у Екатерины проведение психологических тренингов для всей семьи.

Впрочем, «Боломут» ‒ далеко не единственное место, где активно работают с детской аудиторией, начиная с ясельного возраста. В частности, в «Детском клубе» при ресторане «Чайхона № 1» в ТРЦ Columbus, открывшемся 1 марта, тоже есть свой манеж для малышей. С мячами и игрушками. «В любом нашем ресторане функционируют детские комнаты, где дети от трех лет могут остаться без родителей, а малыши от 1,5 лет – с родителями», – заявляет Алексей Васильчук, совладелец ресторанного холдинга RESTart (куда входит также группа ресторанов «Чайхона № 1»).

Не обходит своим вниманием маленьких посетителей и сеть семейных кафе и кондитерских «АндерСон». Большая часть кафе имеет «парковку» для колясок и кнопку вызова администратора, который эту коляску поможет поднять. Для удобства родителей, пришедших с малышами, предусмотрены манежи и колыбели-баунсеры, где наигравшийся ребенок может отдохнуть, а в пеленальной комнате можно воспользоваться бесплатными подгузниками и присыпкой. Родители «ползающих» гостей могут не беспокоиться за безопасность своих чад, ведь они играют в отдельной игровой, не сталкиваясь с «бегающей» аудиторией. Для того чтобы не дискриминировать малышей, меню кафе снабжены большими и яркими картинками. Поэтому даже ребенок, не умеющий читать, сможет самостоятельно сделать заказ (к слову сказать, в инструкции у официантов прописано: сначала принимать заказ у детей и только потом – у взрослых). Правда, дизайн детского блюда не всегда радует родителя: среди «мордочек» и «смайликов» попадаются печенья в виде «черепа» и «глазастые» кексы (но именно их чаще выбирают дети постарше).

Заботясь о безопасности и комфорте ясельной группы, рестораторы не забывают и о клиентуре постарше. Традиционные игровые с сухими бассейнами и аниматорами, конечно, никуда не делись. Но, скажем так, этим уже никого не удивить. «Палитра» развлечений стала намного ярче. Причем детей стараются не только занять (игрой или рисованием), но и обучить. Совместить, так сказать, приятное с полезным. Мастер-классы часто отходят от привычной и логичной для ресторана тематики – кулинарии. Так, в той же «Чайхоне № 1» зимой варили мыло и ставили научные эксперименты. На весну планы соответствующие: сделать цветок из конфеты и гофрированной бумаги, весенний пейзаж из круп, картины из пуговиц и т. д. Каждый уик-энд – новый мастер-класс (на сайте можно найти подробное расписание, все занятия для детей посетителей заведений бесплатные).

«АндерСон» не уступает по разнообразию предлагаемых программ. Здесь также проходят тематические мастер-классы (есть бесплатные и платные – около 950 руб.): дети не только пекут печенья и делают лазанью, но и ставят эксперименты с сухим льдом, участвуют в квестах и боях подушками, могут попробовать себя в роли диджея.

А часто не родители, а дети «приводят» родителей. Так, чтобы поучаствовать в финале ежегодного конкурса «Папа года», взрослому надо было приобрести бонусную карту сети.

Программы и политика заведений могут отличаться. В одном рестораторы сходятся: к детям нужен индивидуальный подход. «Мы считаем, что дети – это такие же полноценные личности, как и взрослые, ‒ комментирует Алексей Васильчук. ‒ Они имеют собственные взгляды. Именно поэтому необходимо, чтобы они так же, как и взрослые, чувствовали комфорт и уют. При этом обязательным условием детских программ и мастер-классов являются две вещи ‒ интересный контент и безопасность детей». Справедливости ради стоит отметить, что нынешние дети – это еще и будущие платежеспособные клиенты, пристрастия которых формируют уже сейчас. «Наш «АндерСон» растет уже больше восьми лет, – говорит Анастасия Татулова, идейный вдохновитель и владелец сети. – За это время те, кому было 10, когда открылось первое кафе, уже выросли и поступили в институт. Эти дети привыкли к качественному семейному отдыху. Остается совсем немного времени, когда они приведут к нам своих детей, которые будут ждать еще большего разнообразия и индивидуального подхода».

Читайте также