Сервисы, которые предлагают обустроить жизнь. В коробке

Гардероб на сезон, обеды на неделю, косметика на месяц – и все это, не выходя из дома

Так называемые коробочные сервисы, избавляющие потребителя от необходимости ходить по магазинам, становятся сегодня все более востребованными. Коробки и коробочки проникли во многие сферы потребления – в косметику, моду и гастрономию. Достаточно лишь сделать заказ, и его доставят вам в красивой и практичной упаковке прямо домой.

Элегантная коробка, да еще и перетянутая лентой, традиционно ассоциируется с праздниками и подарками, а теперь благодаря box service подарки можно делать себе регулярно.

И не только себе: сертификат на готовую коробку, например, с одеждой, украшениями или косметикой – также удачная идея праздничного подношения друзьям и близким.

Правила питания

Концепция готового решения в коробке стала развиваться еще в прошлом веке в Японии, после Второй мировой войны. Сразу несколько японских компаний взялись тогда за разработку меню для семьи и стали доставлять продукты с рецептами прямо к дверям домов.

Для Японии такой подход уже давно обычное дело, а вот в России и в Европе меню по подписке только набирает обороты в последние лет пять. В сфере гастрономических боксов сегодня на нашем рынке работают сервисы «Партия еды», Elementaree, Just Cook It и другие.

Первой эту нишу решилась освоить компания «Шефмаркет», которая в 2012 году представила идею доставки конструкторов еды – наборов продуктов с готовыми рецептами. «Мы начали с «меню на выбор», когда клиенты сами могли сформировать меню из 500 блюд и получить доставку день в день или на следующий день. Сейчас клиенту предлагаются разные готовые типы меню: для семей с детьми, для правильного питания, для веганов и др.», – рассказывает основатель компании Сергей Ашин. Рецепты разрабатывает команда из почти двух десятков бренд-шефов и группы технологов. Каждую неделю они выпускают 40 новых рецептов, стараясь учитывать пожелания клиентов и рекомендации диетологов.

Красота спасет

Что касается сферы косметики, то здесь одними из первых идею боксов стали развивать в США: родоначальником бьюти-боксов считается американский Birchbox, основанный в 2010 году. Сервис сразу стал пользоваться такой популярностью, что через пять лет количество подписчиков достигло миллиона человек. Первым же российским подобным сервисом стал L’Box.

Суть бьюти-боксов как таковых состоит в возможности оформить ежемесячную подписку и регулярно получать наборы пробников из разных косметических сегментов (от средств по уходу за собой до декоративной косметики и парфюмерии). Бьюти-бокс в отличие от «конструктора» с едой несет в себе алгоритм «подарка»: это коробочка с сюрпризом, ведь никогда не знаешь, что внутри.

«Идея возникла у меня в начале 2011 года, когда я работала в «Л’Ореаль», – вспоминает основательница L’Box Ани Овсепян. – Я подумала, что будет интересно собрать базу клиенток, которые за небольшие деньги согласны каждый месяц получать пробники, тестировать их и в итоге находить продукт, который им захочется потом купить. Я поехала в Стэнфорд на программу обучения по предпринимательству. И именно там, в сердце Кремниевой долины, идея получила огромную поддержку как от профессора Тома Косника, так и от других предпринимателей. Российский потребитель оказался очень открытым к новым предложениям, а производители косметики в итоге поняли, что участие в «коробочках» для них выгодная инвестиция в увеличение продаж. За первый же месяц мы получили около 1000 оплаченных подписок, которые дали нам уверенность, что дело будет расти».

Концепция готового решения в коробке стала развиваться еще в ХХ веке в Японии...

Эксперты компании, занимающиеся подбором ассортимента «боксов», являются инсайдерами сферы красоты: присутствуют на всех выставках и запусках новых косметических брендов. Наборы L’Box всегда тематические: средства для мужчин, для мам и детей, детокса, для волос и т. д. Также каждый год выпускаются более 20 лимитированных подборок в коллаборации с блогерами, трендсеттерами, знаменитостями и с глянцевыми журналами.

Не так давно Овсепян решилась выйти и на модный рынок: она запустила новый сервис L’Box Fashion (с бижутерией и аксессуарами).

Оделись и вышли

Box service в сфере моды – отдельная тема. Потому что коробка с одеждой, которую клиенту доставляют домой или в офис, – это, по сути, «магазин на диване». Только вещи в нем подобраны не неизвестным байером, а стилистом по согласованию с клиентом. Все, что понравилось, можно забрать, что не подошло – отдать курьеру. Одним из первых услугу предложил американский проект Stitch Fix. Сегодня в США таких сервисов великое множество, стали они появляться и в России. Например, в этом году начал работу Style Box. Алгоритм действий здесь такой: надо заказать и оплатить услугу подбора «коробки» на сайте. Затем следует беседа со стилистом (по телефону или в мессенджерах). В ходе разговора стилист выясняет, какие у клиента любимые цвета, стили и дизайнеры, какие объемы тела и что, собственно, он хочет купить. Это может быть полноценный гардероб на сезон, комплект на выбор или одна вещь. Но даже если речь об одном-единственном свитере или о лаковых туфлях, в коробке будет не менее десяти вариаций на заданную тему. По договоренности с клиентом стилист может быть на связи в момент примерки, на которую отводится 30–40 минут. Также в коробку кладут индивидуально составленные фотоколлажи с наглядными советами, что с чем лучше носить. «В основном люди заказывают либо образ для какого-то важного события (чтобы не бегать по всей Москве в поисках платья), либо стилистические решения для близких, например для «дочери-подростка» или «мужа-программиста», – рассказывает Ирина Папоркова, основательница Style Box. – Удобство сервиса помимо экономии времени еще и в том, что это работа с профессионалом (стилистом-шопером). И я рада, что благодаря подобным проектам услуги стилиста перестают быть привилегией избранного круга лиц, а становятся доступны и работа со стилистом стоит столько же, сколько 10 чашек кофе».

По мнению основателей «коробочных» сервисов, мы живем в эпоху, когда меняется сама культура потребления, и за боксами – будущее шопинга. «У людей изменилось сознание. Они вдруг поняли: зачем самому ходить в магазин, выбирать продукты, держать в голове список того, что нужно купить, – и не забыть морковку! – если можно оформить подписку на доставку уже продуманных заготовок с четкой пошаговой инструкцией по «приготовлению», – рассуждает Ирина Папоркова. – У современного жителя мегаполиса формируется новый формат потребления. Я делаю на него большую ставку, думаю, что в ближайшие годы он потеснит рынок традиционного ритейла». С Ириной согласна и Ани Овсепян из L’Box: «Люди научились считать стоимость своего времени. И понимают, что заказать что-то в итоге дешевле, чем сделать самому. И главное, качественнее, потому что это делает для них профессионал».

Читайте также