Поздравительные открытки: бизнес и искусство совместимы

Сервисы оригинальных поздравлений перешли дорогу полиграфической индустрии

Стартапами, в основе которых лежат ручное производство и авторский подход, сегодня никого не удивишь. Поразить можно оригинальной идеей, особым предложением, в основе которого – попытка сделать неповторимую вещь, предназначенную не для всех, а для каждого потребителя лично.

Одна из разновидностей такого бизнеса с «человеческим лицом» – создание необычных открыток, как, например, в мастерской Cards for you and me, принадлежащей Владимиру Суменкову и Марии Куракиной. Здесь можно заказать приглашения на презентации и открытки для поздравления партнеров, сделанные по индивидуальному дизайну. «Кажется, открытки я рисовала всю жизнь – сначала это были детские каракули, потом что-то более серьезное. Но это так и оставалось бы простым хобби, если бы я не познакомилась с Владимиром. Он увидел в соцсети фотографии открыток, нарисованных мною для друзей, и предложил напечатать тираж», – вспоминает Мария.

В основном мастерская работает с розничными сетями, но также выполняет индивидуальные заказы, которые могут быть сделаны в различных техниках – в векторной графике, акварели, гуаши. «У нас есть открытка, слепленная из пластилина, и выглядит она гораздо круче компьютерного 3D, – говорит Владимир Суменков. – Мы считаем, что в каждой открытке должна быть незатасканная идея. Ну и конечно, всегда оставляем внутри место для персонального пожелания, сделанного от руки, а не придумываем готовые тексты с приколами».

«Вы ведь никогда не найдете в массовой продаже поздравительную открытку для сестры с сухими цветами из бабушкиного сада, для сына – с детским рисунком 20-летней давности»
Наталья Миняйлова
Координатор проектов «Ярмарки мастеров»

Среди условий коммерческого успеха подобных проектов – уникальность «предложения» и попадание в тренд. Бесспорно, что открытки ручной работы в последнее время действительно стали трендом. «Об их популярности красноречивее всего говорит тот факт, что у нас даже был сделан специальный раздел в онлайн-каталоге, который насчитывает в данный момент около 14 000 самых разнообразных вариантов, – рассказывает Наталья Миняйлова, координатор проектов "Ярмарки мастеров" (livemaster.ru.) – Открытки могут быть расписаны, вышиты, сделаны в технике скрапбукинга, оформлены атласными лентами, бусинами, ракушками, стразами, цветами, кружевом, перьями, пуговицами. Кроме того, они могут быть абсолютно любой формы: от баночки с вареньем до воздушного шара, а еще с секретом или сюрпризом».

Вариантов бесконечное множество, но идея одна – мощный противовес массовому производству, вдумчивая, «медленная» жизнь со вкусом. «И вы ведь никогда не найдете в массовой продаже поздравительную открытку для сестры с сухими цветами из бабушкиного сада, для сына – с детским рисунком 20-летней давности, а для мужа – с памятным билетом в Венскую оперу», – подчеркивает Наталья.

Бывает и так, что камерный бизнес по созданию необычных открыток перерастает во что-то большее. Так случилось у Марии Шуваловой, основательницы «Цветочного кроссинга» (flowercrossing.ru). Два года назад Мария стала предлагать пользователям ресурса отправить «живое» письмо: в обычный почтовый конверт вкладывалась открытка из «посевной» бумаги (в ее структуре спрятаны семена – если открытку закопать в землю, посадить в горшок, вырастали цветы). «Запуск проекта был спонтанным, я сделала первый прототип сервиса за одну ночь из сподручных материалов, написала о возможности отправить "живое письмо" друзьям в соцсетях и за первые же сутки получила около 500 заказов – такого успеха я не ожидала», – вспоминает Шувалова.

За два года было отправлено несколько тысяч необычных открыток и посланий – о любви, поздравлений и комплиментов. «Но в какой-то момент романтическая эйфория прошла, и возник кризис смысла. Мы все еще отправляли письма, но это перестало приносить нам удовольствие», – продолжает Шувалова. А в начале 2016 года у Марии появилась новая мечта – создать «Цветочный Хогвартс», страну «Флауэрлэнд», в которой есть свой «Цветочный университет». «И сегодня этот проект уже живет своей жизнью. Посещать занятия в университете можно дистанционно, находясь в любом месте, где есть интернет», – делится Шувалова. Студентам предлагают четыре базовых курса – по балконному огородничеству, цветочной кулинарии, ландшафтному дизайну для любителей-садоводов и цветоводов и ароматерапии.

В рамках волшебной цветочной «страны» Шувалова развивает и культуру проведения цветочных акций и праздников в других городах. Один из примеров таких хэппинингов – «Цветы и книги». «Мы предлагали людям собрать и записать цветочные цитаты и отправить нам. Лучшие из цитат попали на специальные цветочно-литературные листовки и плакаты, которые распространялись в Москве. Их также можно было скачать и провести культурную некоммерческую акцию в своем городе, – вспоминает Мария. – За эти годы мы прошли путь от увлеченных активистов до людей, для которых растительные проекты стали профессией. Мы создали компанию "Цветы и люди" и теперь планируем превратить сайт в профессиональный учебный центр по подготовке организаторов цветочных акций и праздников».

Читайте также