Что могут рассказать картины

Юрген Кениг, президент и генеральный директор компании Merck по России и СНГ – о своем хобби

Мне довелось жить и работать в разных странах, даже на разных континентах. И каждый раз, когда мы с семьей переезжали на новое место, изменялись не только условия жизни, но и наши увлечения и интересы – какие-то из них корректировались, а какие-то возникали вновь. Вот простой пример. Я родился, вырос, женился в Бразилии, в Сан-Паулу. Одним из наших с женой любимых увлечений был теннис. Но потом, когда мы переехали в Рио-де-Жанейро, его потеснил яхтинг. И понятно почему: Рио стоит на берегу залива, в котором много маленьких островов, и вокруг них так приятно совершать плавание. Это было любимое развлечение нашей семьи в те годы.

Затем мы переехали в Германию, и, поскольку ходить под парусом было негде, я продал яхту. Вместо яхтинга мы с женой по выходным стали «сопровождать» хобби наших сыновей – посещать разнообразные турниры – по футболу, теннису, дзюдо, в которых они принимали участие. А когда мы жили в Пакистане, то увлеклись гольфом, и этот интерес еще больше усилился в то время, когда мы переехали в Южную Корею, поскольку там нет недостатка в отличных гольф-полях.

Однако есть тема, которая интересовала меня всегда и везде. Это изобразительное искусство. Интерес к нему появился еще в Бразилии. Причем работой, положившей начало нашей семейной коллекции, стала картина, которую в 1942 году написала моя мама. Ей было тогда 14 лет. Сначала эта картина принадлежала деду, а потом перешла ко мне по наследству. И теперь она всегда со мной – висит в моем офисе.

Поженившись, мы с супругой стали собирать картины современных бразильских художников. У нас было не так много денег, но мы экономили и покупали живопись – в основном мастеров, которые творили в стиле наив. К тому же периоду относится и начало нашей коллекции различных антикварных предметов, в основном из металла – различных ваз, чаш, кухонной и бытовой утвари.

«У нас есть несколько работ Саида Ахтара – одного из самых известных современных художников Пакистана. Картину Гуляма Расула жена подарила мне на Рождество»
Юрген Кениг
Президент и генеральный директор компании Merck по России и СНГ

Все случилось неожиданно. Однажды нашего четырехлетнего сына пригласили на день рождения. Мы с женой, чтобы не мешать детскому празднику, решили на пару часов удалиться. Неподалеку был антикварный рынок, и мы от нечего делать прогуливались по нему и рассматривали разные интересные вещи. И вдруг, на самом дальнем столе, увидели замечательные старинные весы. Мало того что они были в прекрасном состоянии, так даже все гирьки, 15 штук, были в полном комплекте – от самой маленькой до самой большой. Это нас больше всего поразило! Мы решили во что бы то ни стало купить эти весы. Сумма оказалась внушительной, но мы предложили внести ее в три платежа, и продавец, хоть и был сильно удивлен – он никогда прежде не сталкивался с такой ситуацией, – в итоге согласился. Так у нас появилась первая старинная вещь.

Постепенно появились и другие весы. Потом, когда мы переехали в Германию, к ним прибавились старинные кофемолки, а вслед за ними и старинные утюги, и старинные чайники. Мы покупали их на различных блошиных и антикварных рынках, в частности в Италии и во Франции. В основном это вещи, сделанные в XIX веке, самая старая кофемолка относится к XVIII веку. Сейчас в нашем доме все это богатство расставлено на подвесных полках и в шкафчиках, и когда к нам приходят гости, то шутят, что попали в настоящий музей. Кстати сказать, все эти вещи в отличном рабочем состоянии и выглядят как новые. Все дело – в «волшебном» спрее, благодаря которому металлические предметы не требуют специальной полировки. Достаточно лишь обработать их спреем! Я узнал об этом способе в Пакистане – следующей стране, куда нас с семьей забросила судьба на целых 10 лет. К слову сказать, старинная пишущая машинка, которая стоит в моем офисе, напоминает мне о замечательном времени, проведенном в Германии, – ее подарили мне немецкие коллеги перед отъездом в Пакистан.

Конечно, когда мы с женой оказались в этой стране, то заинтересовались не только антиквариатом, но и творчеством местных художников. У нас есть несколько работ Саида Ахтара – одного из самых известных современных художников Пакистана. Картину Гуляма Расула жена подарила мне на Рождество. Это был прекрасный художник, работы которого по колористике напоминают бразильскую наивную живопись. Большая дружба связывала нас и с Исмаилом Гульджи. Помню, когда моей жене исполнилось 50, мы устроили праздник. Исмаил пришел с небольшим пакетом. Там была картина, которую он создал специально для моей жены и подписал с обратной стороны – «Каролине».

После десяти лет, проведенных в Пакистане, мы оказались в Южной Корее. Конечно же, мы с женой с интересом открывали для себя искусство этой страны, ходили на выставки, вернисажи, знакомились с художниками. Кстати, работы одной из них послужили основой для корпоративного календаря нашей компании на 2011 год. Это Кай-Сонг Ли. В своем творчестве она использует пять местных красок, которых, тем не менее, оказывается достаточно, чтобы отразить самые актуальные темы, передать гармонию и баланс в восприятии жизни – вот такое самобытное сочетание традиций и современности.

В 2013 году из Южной Кореи мы перебрались в Россию. За это время я успел поездить по Золотому кольцу, побывать в Самаре, Екатеринбурге, разработать план путешествия на Камчатку. Продолжаю играть в гольф – успел оценить подмосковные гольф-поля и найти свое любимое. Кроме того, время от времени наведываюсь в Измайлово, где нашлось несколько замечательных старинных утюгов. Там же, в Измайлово, выставляют свои работы многие художники, но, к сожалению, пока я не встретил там ничего, что действительно меня бы захватило.

Однажды я возвращался из офиса домой и в начале Покровского бульвара увидел молодого человека, который делал зарисовки. Я люблю гулять в этом месте, особенно летом: там очень зелено, много цветов. В этом районе жили многие художники, писатели, поэты. Здесь, как мне кажется, ощущается особая атмосфера русской культуры... Так вот, я обернулся и увидел, что молодой человек рисует мою улицу, дом, где я живу, другие старинные дома рядом. Как оказалось, он учится в Архитектурном институте и сейчас выполняет домашнее задание, которое завтра должен представить своему профессору.

– Вы рисуете очень хорошо. Будете ли вы продавать эту работу? – сказал я ему.

– А кто ее купит? – удивился молодой человек.

– А если бы нашелся покупатель, сколько бы вы за нее запросили?

– Стоимость материалов – этого достаточно.

– Даже художник должен уметь делать деньги. Если вы видите интерес к картине, почему не хотите заработать?

Он смотрел, смотрел на меня, а потом очень смущенно сказал:

– Готовы ли вы заплатить мне 5000 рублей?

На следующий день мы встретились. Молодой человек получил высокую оценку, но когда рассказал профессору, что на эту работу нашелся покупатель, тот вскричал:

– Вы сошли с ума! Максимум 2000!

В итоге я отдал юноше 10 000 рублей.

– Как! Мы же договорились на 5000!

– Холст и краски стоят не больше 2000–3000 рублей. Я плачу вам не только за хорошую работу, но и за удовольствие, за то потрясающее ощущение, которое она у меня вызывает. Это моя любимая улица! Так что эти 7000 вы тоже можете потратить на удовольствия.

Юноша был доволен, подписал мне картину – но с обратной стороны. «Я хочу быть архитектором, а не художником», – пояснил он. Но мне кажется, он обязательно когда-нибудь займется живописью всерьез. Вот так в моей коллекции появилась первая русская картина.

А еще здесь, в России, я начал учиться играть на саксофоне. Я мечтал об этом давно, но окончательное решение возникло после того, как я побывал в Большом театре, на опере «Дон Карлос». Не знаю почему, но именно в тот момент пришло понимание, что мечте пора осуществиться. Видимо, именно таким образом сейчас реализуется для меня тот самый life-work, который необходим каждому из нас».

Читайте также