Облигации с юга Франции

О своих находках с блошиных рынков Франции рассказывает Алексей Богданов

Я совсем не фанат шопинга. Покупка одежды для меня скорее необходимость, чем удовольствие. Другое дело – прогулки по антикварным лавкам или блошиным рынкам. Я воспринимаю это как развлечение, а не как шопинг, ведь можно ничего и не покупать, просто ходить и смотреть. Во Франции, например, это вообще достаточно модная тема – по крайней мере, на юге, где я часто бываю. Здесь практически в каждом городе есть постоянно действующие блошинки, точнее, они работают в определенные дни недели. В Ницце рынок открыт по понедельникам. В других местах, как правило, по выходным. На этих рынках и рыночках можно найти совершенно разные предметы: от мебели до пластинок и украшений – в общем, абсолютно все.

«Прогулки по блошиным рынкам воспринимаю как развлечение, а не как шопинг, ведь можно ничего и не покупать, просто ходить и смотреть»
Алексей Богданов
Совладелец часового завода «Ника»

Встречаются очень неожиданные вещи. Так, случайно мне попалась весьма любопытная книжка про эротику в европейском средневековом искусстве. Просто поразительно! На иллюстрациях – часы, тарелки с изображениями фривольных сцен... Оказывается, был такой особый шик – открываешь крышку карманных часов, а там, на ее внутренней стороне или на циферблате, мягко говоря, эротический сюжет. Как сказал продавец, книжка была выпущена его приятелем лет 10–20 назад очень ограниченным тиражом. Я купил три оставшихся экземпляра и подарил своим партнерам по компании.

Еще из интересных приобретений – облигации императорского правительства (российский 4,5%-ный государственный заем), облигации Западно-Уральской железной дороги, разные акции... Целая пачка ценных бумаг Российской империи 1894, 1909, 1910 годов, все в хорошем состоянии – всего по 5 евро за штуку. Зачем я их купил? Во-первых, это достаточно красиво – солидная старинная бумага с водяными знаками, с интересным текстом. Указано, например: «Заем... на нарицательный капитал 525 млн рублей». Есть подписи чиновников: бухгалтера, управляющего, министра. Многие документы составлены на двух языках, например на русском и французском. Прописан курс валют – 187 рублей 50 копеек равны 500 франкам, или 19 фунтам стерлингов 17 шиллингам, или 404 имперским германским маркам. Это говорит о том, что на самом деле дореволюционная Россия была интегрирована в Европу. Опять-таки тот факт, что эти бумаги находятся во Франции, свидетельствует, что их покупали французы. Вряд ли они были привезены эмигрантами.

А примерно в 300 км от Ниццы есть небольшой городок Л’Иль-сюр-ла-Сорг, который практически весь состоит из антикварных магазинов. Там их, наверное, сотни две. Идешь по центральной улице – магазинчики не только на первых этажах домов, но и в глубине дворов; проходишь в арку, а там еще пять лавок. Есть даже целые ангары, набитые всякой всячиной: и мебель, и люстры, и книги, и журналы, и пластинки, и даже вырезки из журналов... Мои друзья приобрели там люстру XVII века! Такое впечатление, что в этот городок свозят вещи со всей Франции. Удивительно, сколько всего сохранилось. Похоже, Вторая мировая не очень разорила эти края – в отличие от той же Восточной Европы.

Читайте также