Ювелирные работы петербургского невролога

Как Ирине Шабут удалось состояться сразу в двух ипостасях – и как врачу, и как автору украшений из серебра, горячей эмали и фарфора

Врач-невролог и создатель одной из первых в стране сети частных домов престарелых, Ирина стала профессиональным ювелиром неожиданно для окружающих, однако вполне закономерно для себя. Она добилась успеха и признания (серебряные украшения Ирины Шабут можно встретить на ювелирных выставках и в России, и за ее пределами) и сегодня признается, что из всего, чем занималась в жизни – а это были и медицина, и бизнес, и творчество, – именно ювелирное дело принесло ей самое большое удовольствие.

Тяга к творчеству у Ирины была заметна с детства. Она до сих пор с улыбкой вспоминает одно из своих первых творений – глиняного бегемота, выставленного в окне районной библиотеки. Маленькой Ире тогда было всего 7 лет. У мамы одной из ее подружек была своя глиняная мастерская, куда по субботам девочки приходили творить. «Мама этой девочки была членом Союза художников, помню, что она лепила огромного Ленина во всю стену, а мы, одетые с ног до головы в специальную одежду, чтобы не испачкаться, мастерили то, на что хватало фантазии», – вспоминает Ирина Шабут.

Несмотря на восторг и удовольствие, которые приносил процесс лепки, Ирина тогда не задумывалась о том, чтобы посвятить творчеству всю жизнь. Ее всегда привлекал прикладной аспект, поэтому параллельно с серьезной учебой Ирина вязала свитеры и варежки для своих друзей, а в непростые 90-е годы вместе с подругой шила сумки из кожи, купленной в магазине для ремонта обуви, которые затем продавала в комиссионные магазины. А себе врач-невролог сшила куртку из стелек, в которой ходила на работу в клинику.

Легкая и улыбчивая Ирина становится серьезной, рассказывая о том, почему выбрала профессию врача. «Я не спасала мир; для меня это была возможность помочь своей семье и сделать так, чтобы не болела моя мама, – лаконично отвечает она. – В определенный период у меня были большие трудности с моей медицинской работой, мне необходимо было снять стресс. И я купила 250 кг кафеля, разбила его молотком, планируя выложить мозаикой только проем между дверьми, а в итоге так увлеклась, что выложила кухню, коридор и санузел. Стресс был снят бесповоротно».

Сейчас керамические изделия, созданные Ириной Шабут, наполняют ее собственный дом и дома родителей, друзей и их детей. «Мы живем в этой керамике, мы из нее едим, – рассказывает Ирина. – Сейчас я придумала очень интересную историю: у многих из нас остаются салфетки от наших бабушек и прабабушек. Я решила вкатать их в глину и сделать тарелки с кружевом, чтобы сохранить их на память следующим поколениям. Кстати, такую же идею я хочу воплотить и в ювелирном деле – отлитое в серебре антикварное кружево», – говорит Ирина.

Сохранение памяти, истории семьи – одна из основных задач, которые ставит перед собой Ирина Шабут, создавая ювелирное украшение.

«Для меня есть четко сформулированный формат, что такое ювелирное украшение: это не драгметалл, не современные тенденции, это то, что могу носить я, и то, что я потом передам по наследству, – объясняет она. – Все женщины в роду разные по типажу, но это будет ассоциация именно с той, которая это носила, и в этом смысле украшение будет создавать историю семьи».

Ювелирный период в жизни Ирины начался несколько лет назад. Однажды в Брюсселе она увидела в магазине брошь. Бюджет не позволял приобрести красивое украшение, а особая привлекательность этой вещи была еще и в том, что было четко видно, для кого она предназначена – для худой женщины в черном платье. «Эта брошь в дальнейшем и определила мою целевую аудиторию, – признается Ирина. – Что может носить худая 40-летняя женщина без пышного бюста в черном платье без декольте. Возможно, ей удобно прятаться за этим черным платьем. Я сейчас условно описываю образ. Это может быть и 50-летняя женщина в бежевом, но она все равно будет в этом формате».

Когда было принято решение создать заветную брошь самостоятельно, начался поиск путей. «Я почитала литературу, узнала, какие нужны технологии для создания таких украшений. Потом был долгий и непростой поиск учителей», – делится Ирина Шабут.

Находясь в компании профессиональных ювелиров, Ирина поначалу очень стеснялась, что у нее нет художественного образования, и терялась, отвечая на вопрос, какой вуз она окончила. «Когда у меня спрашивали, я молчала, но потом в какой-то момент я сказала, что я окончила Первый медицинский и что работать руками меня учили в миллион раз круче, чем в любом художественном вузе. И еще, когда ты делаешь цветок из серебра, нет риска, что кто-то останется покалеченным».

Для меня есть четко сформулированный формат, что такое ювелирное украшение: это не драгметалл, не современные тенденции, это то, что могу носить я, и то, что я потом передам по наследству
Ирина Шабут
врач, ювелир

Решение стать ювелиром Ирина приняла три-четыре года назад, а в бизнес-проект это дело превратилось летом 2015 года, когда вышла в свет первая коллекция украшений Ирины Шабут «Мир Анри Руссо». «По мотивам творчества художника я сделала серебряные кольца с горячей эмалью. Анри Руссо – это моя любовь, я бы жила в его мире, если бы меня пустили», – добавляет Ирина.

Следующая коллекция – «В чем выйти замуж в 45» – стала свадебной. Ирина сделала несколько комплектов из серебра с горячей эмалью в форме сирени, клевера и одуванчиков. «Это очень трогательные цветы, – говорит Ирина. – Мы сделали брошь, бутоньерку жениху, кольцо на левую руку и пряжки на туфли. Ведь уже можно не выходить замуж в длинном платье, и туфли могут стать отдельным элементом образа. Мы делаем украшения и для подружек невесты, которые останутся дорогим подарком-комплиментом на память. В 45 уже все по-другому, не как в 20, и если женщина готова вновь вступить в брак, то она это делает осознанно и уже умеет быть настоящей красавицей».

«Когда я создаю украшение, я всегда знаю, кто это будет носить, – продолжает Ирина. – Мне иногда бывает сложно понять ювелира, который делает что-то просто ради того, чтобы сделать, и потом удивляется, почему фантастически сложная вещь не пользуется спросом». На ювелирный конкурс в Амстердаме, для которого нужно было создать произведения по мотивам определенных картин, Ирина сделала пять комплектов пуговиц из серебра с фарфором, выбрав для вдохновения натюрморт. «Это пуговица, которая потом будет срезана с платья и передана потомкам, – поясняет Ирина. – Я вспоминаю свою бабушку, у нее в послевоенное время было всего два платья, к которым были соответствующие аксессуары – брошка, платок, пряжки на туфли и горжетка или меховой воротничок. Кстати, пуговица на мех – это абсолютно отсутствующая сегодня история. Утеряна и красивая традиция ювелирных пряжек на туфли».

«Женщина до конца жизни должна оставаться прежде всего красавицей, – уверена Ирина. – Один мужчина как-то заказал мне фарфоровую брошь для своей бабушки на 80-летний юбилей. Это очень правильное отношение к женщине, и для меня очень важно, что я могу этому способствовать. Мне доставляет неимоверное счастье знать, что мои творения приносят радость».

Фото: Полина Королева

Читайте также