Новый русский минимализм покоряет Европу

Опыт Димы Логинова – яркий пример в скромном списке побед российского промдизайна на Западе

Выпускник Международной школы дизайна, сорокалетний москвич успел завоевать множество наград на авторитетных конкурсах, в том числе Red Dot Product Design Award, International Design Awards (IDA) в Лос-Анджелесе, Design and Design International Awards в Париже, и выпустить двадцать одну коллекцию для таких известных мировых брендов, как Artemide, Artex, VitrA, Studio Italia Design и Axo Light.

На только что завершившейся Milan Design Week и Euroluce 2017 были представлены новые продукты от Dima Loginoff – коллекция светильников из алюминия Urban для итальянского бренда Axo Light. И это хороший повод поговорить с дизайнером о творчестве и будущих проектах.

Каковы ваши впечатления от миланского дебюта Urban и отзывы цеха и публики?

Все прошло очень успешно. Мне, правда, удалось присутствовать на выставке всего лишь день, но отзывами я доволен. Дистрибуторы и дизайнеры ждали эту коллекцию. В ней совместились признаки архитектурного и декоративного света. При том что эта самая недорогая коллекция из всех, какие я когда-либо делал. Эти факторы понравились посетителям.

Полагаете, что потребитель сделал выбор в пользу комфорта и простоты, а время люкса и золота уходит? Urban доказывает, что от артистизма вы движетесь к минимализму.

Я люблю быть разным. Предыдущие мои светильники для Axo Light были очень яркими, но, скажем, выпущенный ранее свет для других итальянских марок определенным минимализмом отличался. Но да, вы правы, тренды, связанные с избыточной декоративностью и золотом, в скором времени уйдут.

Светильник-цилиндр со светодиодным источником может быть в трех вариантах: белом, бронзовом и матовом. Почему для плафонов выбраны именно эти оттенки и форма?

Моей целью было создать более универсальную коллекцию. Ее, кстати, очень легко самостоятельно монтировать. Говорят, с этой задачей справится любой, кто никогда ничего подобного в своей жизни не делал.

Кроме Urban на Euroluce вы показали бестселлер 2015 года, коллекцию Nostalgia для Studio Italia Design. Она дополнена новыми моделями?

Это коллекция-конструктор. Даже на сайте производителя можно самостоятельно собрать композицию – от одного до 36 подвесов различной формы и цвета. Но рынок так хорошо воспринял этот дизайн, что и такой вариативности оказалось мало. Вот почему в этом году мы добавили настенные светильники и совсем уж необычные варианты радиальных подвесов, когда из одного центра расходятся лучи проводов по разным углам комнаты.

Плафоны напоминают колокола.

Я об этом не думал, но мне всегда интересна чужая интерпретация.

Кроме света вы проектируете мебель. Расскажите об этом опыте. Например, высок ли тираж предметов вашего дизайна?

Раз на раз не приходится. Я создаю дизайн для совершенно разных компаний: от небольших до вполне заметных на рынке. Скажем, в этом году разработал несколько коллекций мебели для ванных комнат для итальянской компании Mia Italia. Впервые она была представлена в Москве этой весной. Спрос на эту мебель оказался столь высок, что салоны и частные покупатели раскупили все образцы в первые дни выставки и фабрика получила много заказов. Но, конечно, бывает и наоборот: мебель довольно яркая, а продается хуже. Но кто сказал, что все должно одинаково хорошо продаваться? Брендам, да и дизайнерам, нужен eye-catcher. Его задача – привлекать внимание и помогать продавать более универсальные продукты.

Что в разработке дизайна важнее – эффектная, артистичная форма или комфорт?

Этот вопрос мне часто задают. Видимо, намекая на то, что предметы, которые я создаю, выглядят эффектно, но не всегда удобны. Но я чужд идее противопоставления оригинального дизайна и комфорта. Мне кажется, это лишено смысла в первую очередь потому, что то, что я буду считать комфортным, другие сочтут за издевательство. И наоборот, кто-то любит огромные автомобили, а кто-то предпочтет smart for two. Кто-то в восторге от спортивной обуви, но иных вы не заставите отказаться от туфель на высоком каблуке. И попробуйте любому из них доказать, что речь не идет о комфорте.

Один из самых, наверно, известных ваших предметов мебели – диван The Fifth avenue для Artex. Лаконичные формы не мешают ему быть эффектным. Это новый минимализм?

Это признание в любви городу Нью-Йорку. Это единственное, о чем я думал, создавая этот диван. Однако он доставил немало хлопот производителю. Его очень непросто было изготовить.

Будет ли продолжен выпуск керамической плитки в сотрудничестве с компанией VitrA? Какие планы и новые проекты?

Планов так много, что я обязательно о чем-то забуду рассказать. Но диапазон того, над чем сейчас работаю, довольно велик: от света и мебели, до хрусталя и hi-end-акустики. Проект коллекции керамической плитки мне тоже предложили. Но это не VitrA. Я никогда не ищу, для кого бы сделать дизайн, не предлагаю себя, лишь реагирую на предложения. Пока ко мне обращаются только интерьерные производители. Hi-end-акустика, правда, немного выбивается из этого ряда.

Ваше отношение к набирающей обороты моде на коллекционный дизайн.

Это интересное направление, но профессионально я далек от него. Мои предметы производятся большими тиражами.

«Тренды, связанные с избыточной декоративностью и золотом, в скором времени уйдут»
Дима Логинов
дизайнер, основатель марки Dima Loginoff

Есть правила в дизайне или дизайн – это стремление нарушить правила и сделать нечто новое?

Больше всего о правилах «хорошего» дизайна любят рассуждать в профессиональных учебных заведениях, запудривая неокрепшие мозги студентам. Разумеется, никаких правил нет. Забудьте о правилах.

Как вы думаете, почему до сих пор не утратила актуальности фраза «В России нет дизайна»?

Наша страна долгое время была и отчасти до сих остается «рынком сбыта товаров люкса». Во многих сферах с этим сбытом уже начались большие сложности, в том числе в области интерьерного ритейла. Это хороший шанс начать что-то создавать.

Были ли предложения отечественных производителей о сотрудничестве?

Как раз в прошлом году впервые многие компании начали приглашать меня к сотрудничеству. Но пока я сделал всего один светильник для российского бренда «Механика cвета».

Какой совет вы дадите начинающим отечественным промдизайнерам? Как запустить в производство объекты, достичь признания у мировых брендов и успеха у публики?

Это разные советы. Как что-то запустить, тем более в нашей стране, я понятия не имею. И никогда этим не интересовался. Дизайнеры, рискнувшие заняться селф-продакшеном в России, вызывают у меня восхищение. Что касается успеха и признания публики, на мой взгляд, это ложные мотивы, чтобы заниматься дизайном. Если вы хотите знать, почему у меня получилось, то ответ очень простой: мне безразлична известность и статус, который на меня свалился благодаря моим проектам. Я занимаюсь дизайном только потому, что это одно из самых интересных занятий. И даже не догадываюсь, какой проект ждет меня завтра. Мой мотив – любовь к дизайну. И только поэтому это сработало.

Читайте также